С народом буги я пересекся на Сулавеси мимолетно: таксисты, лавочники, носильщики – они в городе Макасар почти все буги. Знал бы, конечно, кого оставляю за спиной, задержался бы. Хотя тораджи, у которых я потом побывал, тоже очень незаурядны: дома-корабли, могилы в пещерах и дуплах, гробы, подвешенные к скалам, тризны, которые закатываются пару лет спустя после кончины человека и до проведения которых покойник считается живым…
Еще случались у тораджа, которые известны боевой лютостью, воины, что уставали от резни и искали спокойной жизни: такие просто объявляли себя женщинами – ну, и одевались соответственно, вели себя, как велит новый гендер… Удивительное дело: в новом статусе пользовались они влиянием едва ли не большим, чем прежде. «Да он не боец, а баба!» звучало там вполне уважительно.
Хотя, конечно, поди не выкажи уважение человеку, который, прежде чем напялить саронг, очень поспособствовал густонаселенности потустороннего мира – а, может, мягкость и жеманность у него напускные? И ножик, спрятанный под юбкой, вполне себе востер?
Здесь тот же рассказ, но в живых картинках, рекомендую:
Но бог с ними с торджа, вернемся к буги. Подозреваю, это единственный народ на планете, который делится на 5 полов: ну, если не считать современных немцев, которые состоят из представителей 44-х полов, и пользователей фейсбука, которые бывают 72-х полов.
Но буги, во-первых, по этой части первопроходцы - они были пятиполы еще в ту пору, когда немцы размножались по старинке и не знали по этой части никакого разнообразия. Во-вторых, бундесбюргеры экспериментируют от скуки, избытка времени и душевной развращенности. А буги, напротив, считают свою пятиполость священным даром и применяют в богослужебных целях.
У островитян Индонезии есть тьма странных обычаев, причем все – отшлифованы до ритуального блеска, ярки и цветасты, безукоризненны эстетически. Вот, скажем, существует у буги практика переезда домами: местные семьи матрилокальны, то есть – жених перебирается к тестю с тещей и становится у них приживалой. Ну, жилища у всех бамбуковые, простые и дешевые в изготовлении, а поэтому ипотекой буги не измучены. Но вот переноской домов – наверное, очень даже: в любой деревне нет дня, когда бы хоромину в два этажа толпа не тащила с одной околицы на противоположную, а ей навстречу и не влеклись бы с домом на плечах родные и близкие другого жениха. Вот вам видео, чтобы составить себе представление:
Есть у них традиционные воинские дуэли: двоих бойцов опутывают полотном, вручают традиционный нож-меч бадик и дают отмашку начинать. Делается это для того, чтобы уравнять шансы опытного и малоопытного дуэлянта: при такой организации боя преимущества не будет ни у одного из них и прежде, чем бойцы вырвутся на оперативный простор, они успеют друг другу не раз выпустить кишки. Сбережению народонаселения весьма способствует: без очень серьезного повода такие бои не затевают.
И, наконец, здесь существует очень странная клятва верности султану: тот же бадик приставляют острием к кадыку и начинают какую-то безумную пляску – не очень представляю себе, как можно тут не проткнуть себе глотку. И, характерно, что танец-клятва и до сих пор еще вполне себе в ходу. Представьте только: приезжает как вам какой-нибудь ревизор из центрального офиса (ну, или замзавотдела сепулек из департамента сепуления облсовета), а вам необходимо его приветствовать даже не со степлером у виска, а с ножом у яремной вены – как-то бюрократическое поприще делается много менее унылым, однако, и привлекательность теряет, правда?
Но сегодня буги интересны нам не этим, а, напомню, своей пятиполостью. Вот уже более 400-т лет это племя является по преимуществу мусульманским, но даже ислам, несмотря на свою в таких вопросах суровость, туземцев не перевоспитал. Более того, из этих мест народ, как полагается, отправляется в хадж и делает это то в мужской, то в женской одежде. Есть на Сулавеси местная знаменитость, некто хаджи Гандария, так он, например, был в Мекке 8 раз – причем, половину хаджей совершил будучи одет мужчиной, половину – женщиной: очень, надо отметить, этим гордится.
Самих буги нынче насчитывают 6 миллионов: в былые времена представителей того или иного пола, как водится, было почти равное количество. Сейчас, конечно, обычаи благородной древности понемногу забываются – а частью и уничтожаются. Потому лишь «маккунрай» (женщины) и «ороане» (мужчины) представлены ныне в достаточном количестве – как оказалось, их вполне достаточно для продолжения рода, как бы не настаивали на противном предки народа буги. Однако еще встречаются в деревнях также «калалаи» и «калабаи» - трансгендерные мужчины (физиологические женщины) и трансгендерные женщины (физиологические мужчины) соответственно.
Ну, в них для нас, по нынешним временам, тоже ничего необычного нет: это обыкновенные бабы и мужики, только одетые и живущие по правилам, предписанным противоположному полу. Причем, у буги действует правило «полной ассимиляции»: раз ты калалаи, то ищи себе справную бабу, заводи с ней хозяйство и женись, хороняка – и не сметь практиковать богомерзкий промискуитет! А если детишек почему-то не наживете – усыновите-удочерите, хотя с чего бы аллаху и не подарить приличным людям наследников?
То же с «калабаи» - «честным пирком да за свадебку», праведная моногамная семейная жизнь, шумная ватага детишек в доме, хорошо бы своих, но никто не настаивает. Характерно, что жить такими ячейками общества в городах давно не принято, а в деревнях, подальше от развращающего влияния цивилизации, напротив: подобное вполне себе обычное дело. Говорят, еще лет сто тому назад калабаи да калалаи встречались повсеместно в преизрядном количестве, но бури и ненастья XX-го столетья их ряды порядком проредили.
Особенно много их выморили во время Сулавесийского восстания (1957-61 гг): бунт подавляли мусульмане-традиционалисты с острова Ява, а они мультигендерность почему-то очень не одобряли. Вообще, индонезийцы при всей своей внешней улыбчивости и мягкости, иногда обращаются в лютых зверей: вот скажи кому из наших туристов на Бали, что этот беззлобный местный люд, который перед приезжими стелется и пыль с их сандалий рукавами отирает, полвека назад почти полмиллиона собственных соседей вырезал – и все своими руками, почти без организующего участия правительства. Вот и калалаям с колобаями порядком досталось, ну, а демографическую убыль они, по неясным причинам, восстановить так и не сумели.
Однако «такого добра мы богато бачыли, вот бы нам показали сало, ковбасу та варэники зи смэтаною». Нет проблем: вот вам «ковбаса» - и имя она носит созвучное: «биссу». Это тот самый пятый пол, который, насколько мне известно, не знаком более ни одному народу на свете: да что там! Не известен даже Цукербергу, насчитывающему среди своих пользователей «мордокниги» обладателей признаков сразу 72-х полов. «Биссу» - это мужебаб или женомуж, как вам будет угодно. Физически он может относиться к любому из двух хорошо нам знакомых по себе и своему супругу гендеров. Вот только в социальном смысле он именно двойствен, то есть, одновременно, принадлежит и к тем, и к этим.
Все аналогии и подобия, которые нам известны, не точны и не полны: гермафродиты греков, например – это именно плод генетических мутаций. Уроды, собственно говоря. Они были редки, их взаимосвязь с Вышним миром эллины признавали, но боготворили опасливо и явно Г. не были активными участниками повседневной жизни. Причем, это мы взяли самый близкий содержательно пример, любые остальные вообще отстоят от биссу на световые годы и парсеки. Такой человек – двупол духовно: подобное нельзя было в себе воспитать и тем паче нельзя было симулировать.
Дело в том, что биссу становился жрецом/жрицей и выполнял роль медиатора между нашим миром и лучшим: ну, сами понимаете, что бывает с мошенниками, особенно если они пойманы всемогущими и всеведущими существами с ничем не ограниченной фантазией – выяснять на своей шкуре, что бывает с жуликами, охотников не находилось. Биссу был неотъемлемым атрибутом повседневности и даже главным человеком в жизни любого и каждого буги: он женил, лечил, снимал порчу, благословлял на подвиги и свершения, заступался перед Вышним начальством и укрощал суровость тутошнего. Любой султан буги содержал при себе целую толпу биссу – десяток-другой, не меньше.
Они (не все, а самый-самый, конечно)) не только молились за правителей, но даже короновали их. И не подумайте чего – этот двуполый жрец хранил обет целомудрия от рождения и до смерти, так что ценили их земные владыки именно за трансцендентные таланты. Про происхождение касты-гендера биссу не сохранилось никаких летописных известий: в регионе любые события, которые случились лет пятьсот тому назад, являются полумифическими, а эти ребята археологически и фольклорно обнаруживаются уже, как минимум, лет 700 тому назад. Поэтому все, что у нас есть – это священный канон. Доисламские верования буги велят считать, что верхний мир является мужским, нижний (наш) – женским. Дабы иметь доступ в оба, необходимо, чтобы человеческое естество сочетало свойства и того, и другого миров.
Посвящение в биссу было мучительным и даже опасным для жизни: им пускали кровь, делая надрезы по всему телу – с учетом климата и антисанитарии, тут, действительно, не всякий будет цепко держаться за наш мир, некоторые отправлялись с концами в Тот. Особенно туго биссу пришлось после деколонизации Индонезии: голландцам до туземных обычаев дела не было, а свои всех решили причесать под единую, наилучшую и обязательную для всех гребенку. Теперь на все 6 миллионов буги приходится пара сотен биссу от силы. В княжестве Пангкепа, скажем, их осталось 6 человек, а богослужения практикуют вообще только пятеро.
Между тем еще 10 лет тому назад их было 40 человек. Проблема в том, что биссу преследуют исламисты, полиция, власти – иногда бедняг не смущаются просто линчевать. Нередко отправляли биссу в дома для душевнобольных или на принудительную гормональную терапию. В общем, аппарат насилия и общественные предрассудки уже почти окончательно восстановили 4-хполость и близки к введению обязательной двуполости. Что, безусловно, есть восстановление предустановленной гармонии, но много вредит многоцветью мира.
С другой стороны, человеки категорически не способны сохранять баланс – если одни не взяли других к ногтю, то другие непременно возьмут к ногтю этих первых: «радужные» были гонимы и по тюрьмам сидели, но вот чуть ослаб прессинг – и они сами готовы кого угодно за решетку упечь. Хотя биссу, двуполых и божественных, конечно, жалко.
Дочитали – лайкайте, подписывайтесь, не смущайтесь.