Найти тему

Главный отрицательный герой фильма Кин Дза Дза, которого вы даже не заметили

У фильма Кин Дза Дза сложная судьба. В 1986 году зрители и критики приняли его прохладно - комедия показалась им слишком жесткой и абсурдистской.

И только после распада Советского Союза стало понятно насколько точно Данелия предсказал наше будущее. Однако, как это ему удалось?

На первый взгляд сценарная линия очевидна. Есть два неблаговидных персонажа, в исполнении Леонова и Яковлева, с которыми к концу фильма происходит удивительная метаморфоза - они из отрицательных героев превращаются в положительных.

Данелия мастерски показал, что жители Плюка "на лицо ужасные", однако добрые внутри. Проще говоря, Уэф и Би лишь закономерные продукты своего общества - жертвы обстоятельств . И в этом нет их вины.

Поэтому Евгений Леонов оказался не таким уж отвратительным и мерзким в своей естественности, а дядя Вова и и Скрипач не такие уж и позитивные примеры для подражания.

И тут есть прямая аналогия с другим известным произведением на эту тему - "Час Быка" Ивана Ефремова. Несложно заметить, что планеты Плюк и Торманс - это почти братья близнецы.

И там и здесь, на фоне "космических технологий", парадоксальным образом, прекрасно себе существует откровенная кастово-феодальная система.

Разница лишь в том, что Ефремов еще на что-то надеется, предъявляя нам проблески нового сознания, а Данелия тотально пессимистичен. Ведь в галактике Кин Дза Дза нет недовольных, революционеров или там подпольщиков - всех всё устраивает!

Красной нитью через весь фильм сквозит весьма крамольная мысль, что Плюк - это не отсталость, мракобесие и средневековье! Наоборот, Плюк вполне себе полноценная альтернативная социальная система, которая имеет право на жизнь.

Именно поэтому фильм и выстрелил в 90-е, когда открылось, что средневековье из нашей жизни никуда не пропадало, а лишь пряталось в подполье, дожидаясь своего часа.

Конечно, формальный посыл фильма заключался в обличении дикого оскала капитализма. Иначе бы этот фильм просто бы не вышел.

Но фоном постепенно начинают проскальзывать родные нотки позднесоветского СССР. Именно поэтому эта комедия не очень то и смешная, а скорее "чернушная".

Похожая ситуация была с комедией Эльдара Рязанова - Гараж. Зрители тогда забросали "редакцию" гневными письмами, где обвинили режиссера в прямом обмане потребителя. Обещали комедию, а вместо этого получили жесткий треш.

Ну то такое.

Однако подобное двойное дно Кин Дза Дзы - всего лишь алиби. В самом конце фильма снизу "вновь постучали". Неожиданно на сцену вышел еще более страшный персонаж и появилась еще более ужасная планета, чем Плюк.

Данелия в роли  босса с планеты Альфа
Данелия в роли босса с планеты Альфа

Намек довольно прозрачен, ибо отрицательного героя играет не кто иной, как сам Данелия. Вспомните последнюю планету, на которую попали дядя Вова и Скрипач.

Это, на контрасте с Плюком, зеленая и чистая планета, где все живут в гармонии с природой и друг с другом. Этакое идеальное общество, как на рендерах коммунизма конца 50-х годов

Но вдруг выясняется, что эти белые и пушистые люди делают из плюкан кактусы! Или проще говоря - убивают себе подобных, как диких зверей.

И тут Данелия еще раз проявляет себя, как тотального социального пессимиста. Даже в теории он отказывает нам в надежде на светлое и справедливое общество.

Я вспомнил всех наших известных комедийных режиссеров - их ранние и поздние работы. Если в молодости они снимали картины с оптимистичным концом, то от последних фильмов тянет какой то безысходностью.

Совпадение? Не думаю.

Если было интересно, то читайте еще:

За что в СССР запретили фантаста Ивана Ефремова?

Самый провальный фильм Гурченко или еще одна девушка с гитарой