Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Для противостояния с США Китай усиливает военную координацию с Россией

Пекин сигнализирует, что китайско-российское партнерство должно оставаться близким, чтобы справиться с давлением со стороны США. Китай направил стратегические бомбардировщики Н-6К, несущими бомбы с ядерными боезарядами для создания общего формирования с российскими бомбардировщиками Ту-95, чтобы провести совместное патрулирование над Японским и Восточно-китайским морями.

Военно-воздушные силы Китая и России провели во вторник второе совместное воздушное стратегическое патрулирование в Азиатско-тихоокеанском регионе. Это означает, что совместное китайско-российское воздушное стратегическое патрулирование в будущем станет обычным делом, считают китайские эксперты.

Китай направил четыре бомбардировщика H-6K, а Россия – два бомбардировщика Ту-95. Эти боевые самолеты сформировали строй для патрулирования над Японским и Восточно-китайским морями, как говорится в заявлении Министерства национальной обороны Китая, опубликованном во вторник. Во время полета военные самолеты обеих стран следовали статьям международного права и не входили в воздушное пространство других стран, говорится в заявлении. Эта миссия является запланированным мероприятием в ежегодном плане военного сотрудничества Китая и России и не направлена против третьей стороны.

Первое такое совместное воздушное стратегическое патрулирование состоялось 23 июля 2019-го года, в ходе которого Китай направил два H-6K, а Россия два Ту-95, которые совместно патрулировали Японское и Восточно-китайское моря. Во время пандемии COVID-19, патруль показал, что стратегическое доверие и сотрудничество Китая и России сделали еще один шаг вперед, считают аналитики.

Тот факт, что оба стратегических патруля выбрали Японское и Восточно-китайское моря, указывает на то, что у Китая и России есть постоянные и общие опасения по поводу стратегической стабильности в этих регионах, заявил китайский аналитик газете Global Times во вторник на условиях анонимности. Для России проведение воздушного стратегического патрулирования над открытым морем является очень распространенным явлением, но не для Китая. Но по мере того, как Китай сталкивается с растущими рисками для безопасности, а военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая (НОАК) становятся все более боеспособными, стратегическое патрулирование Китая на большие расстояния также постепенно становится все более частым, что является обычной практикой среди крупных держав и соответствует международному праву.

«Китай увеличил количество H-6K с двух до четырех для совместного патрулирования в этом году, что является признаком растущего потенциала ВВС НОАК», – сказал Фу Цяньшао, китайский военный авиационный эксперт, – «По мере того как в будущем будет установлено больше совместных патрулей, масштабы этих патрулей могут увеличиться, и появится больше типов самолетов, включая воздушные танкеры, которые могли бы расширить дальность действия участвующих в патрулировании самолетов». Фу отметил, что НОАК проводит стратегическое патрулирование самостоятельно, а проведение совместных патрулей с Россией еще больше улучшит возможности в открытом море, оттачивая способность защищать морские интересы и национальную и региональную безопасность.

Фу также указал на тот факт, что только три страны сейчас эксплуатируют дальние стратегические бомбардировщики. Третьей страной являются США. Совместное стратегическое патрулирование Китая и России будет способствовать взаимному доверию, и обе стороны смогут научиться совместно справляться с ситуациями региональной безопасности.

«Совместное воздушное стратегическое патрулирование организовано в целях дальнейшего развития китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства и координации, и нацелено на новую эру взаимодействия, на повышение уровня стратегического сотрудничества и совместного оперативного потенциала Вооруженных сил двух стран, а также обеспечения глобальной стратегической стабильности», – говорится в заявлении Минобороны КНР. «Совместные воздушные патрули стратегических бомбардировщиков раньше были редкостью, но по мере того, как они станут более частыми в будущем, мир привыкнет к этому», – сказал Фу, – «Совместное воздушное стратегическое патрулирование, проведенное ВВС России и Китая 22 декабря над Японским и Восточно-китайским морями, – это сигнал о начале новой геополитики в Азиатско-тихоокеанском регионе».

В заявлении говорится, что совместное патрулирование «направлено на дальнейшее развитие китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства координации в новую эпоху, а также повышение уровня стратегической координации двух вооруженных сил и создания оперативного потенциала для совместной защиты глобальной стратегической стабильности». Любопытно, что всего месяц назад, 6 ноября, два стратегических ракетоносца Ту-95МС ВКС России выполнили плановый восьмичасовой полет над нейтральными водами Японского моря и северо-западной части Тихого океана. При этом Минобороны России сообщило, что на некоторых участках маршрута стратегические ракетоносцы сопровождались истребителями Су-35С.

Очевидно, что совместное патрулирование с Китаем не было абсолютной необходимостью с точки зрения национальной обороны России. Но, сообщение о нем имело политическое значение. Все это связано с региональной обстановкой, в которой активизируются США и их партнеры.

19 декабря USS Mustin прошел транзитом через Тайваньский пролив; 20 декабря Тайвань провел учения с боевой стрельбой на островах Пратас (примерно в 300 километрах от материкового Китая) и планировал провести еще одно в это воскресенье. Главный остров Пратас стратегически расположен недалеко от ворот в Южно-китайское море и является перевалочным пунктом для нефтяных танкеров и китайских судов, направляющихся в Тихий океан. В этом месяце Тайвань запустил свой первый ракетный корвет, который тайваньская пресса назвала «убийцей авианосцев», в то время когда первый китайский авианосец ВМС НОАК «Шаньдун» завершал свои третьи морские испытания в 23-дневном плавании в Бохайском море.

Кроме того, в этом месяце десантная группа ВМС США (ARG), состоящая из USS Makin Island и USS Somerset (LPD 25), патрулировала Южно-китайское море и проводила «незапланированные» заранее учения с боевой стрельбой. Китайская государственная газета Global Times гневно назвала ARG «действиями США, которые могут нанести ущерб региональной стабильности», и прокомментировала, что «Китай должен быть готов противостоять США в Южно-китайском море и Тайваньском проливе независимо от того, кто сидит в Белом доме».

В последнее время Япония активизировалась, приглашая западные страны-единомышленники направить военные подразделения на Дальний Восток, сигнализируя о том, что они едины в стремлении к свободному и открытому Индо-тихоокеанскому региону. Военно-морские силы США, Франции и Японии провели в этом месяце комплексные учения в Филиппинском море, сосредоточив внимание на противолодочной войне; еще одно совместное военное учение запланировано на май на отдаленном японском острове; Великобритания планирует направить авианосную ударную группу для проведения совместных учений с ВМС США и японскими Морскими Силами самообороны (JMSDF) в начале нового года.

Министр обороны Японии Нобуо Киши провел в этом месяце переговоры со своей немецкой коллегой Аннегрет Крамп-Карренбауэр, где он выразил надежду, что немецкое судно присоединится к учениям с JMSDF в 2021-м году заявил о том, что это поможет усилиям международного сообщества по обеспечению права прохода судов через Южно-китайское море, если немецкий военный корабль будет пересекать воды, над которыми Пекин распространяет свою юрисдикцию.

На фоне всего этого военно-морская служба США выпустила комплексную морскую стратегию, призванную занять «более напористый подход с тем, чтобы одержать верх в повседневной конкуренции с Китаем, поскольку США поддерживают основанный на правилах порядок и сдерживают своих конкурентов от продолжения вооруженной агрессии». Также министр ВМС США Кеннет Брейтуэйт призвал к воссозданию Первого Флота «на перекрестке между Индийским и Тихим океанами»

18 декабря США начали готовить вторую встречу министров иностранных дел так называемой «четверки» (США, Австралии, Индии и Японии). В сообщении Госдепартамента США говорится, что четыре страны обсудили «практические пути ... координации усилий по поддержке стран, уязвимых к пагубным и принудительным экономическим действиям в Индо-тихоокеанском регионе».

Существует много предположений о том, как новая администрация США будет подходить к Индо-тихоокеанскому региону. До сих пор избранный президент Джо Байден не упоминал о четырехстороннем диалоге по безопасности, но он использует фразу «Индо-тихоокеанский регион», но вместо того, чтобы обсуждать «свободный и открытый» Индо-тихоокеанский регион (как это делает президент Дональд Трамп), Байден использует фразу «безопасный и процветающий».

Конечно, учитывая высокие ставки, Китай и Россия не будут рисковать. Их совместное воздушное патрулирование во вторник отразило общую озабоченность стратегической стабильностью региона. Обе страны отмечают растущее вмешательство внерегиональных держав, провоцирующих трения, потенциально создающих серьезную угрозу региональному миру. Тем временем США развертывают противоракетные системы и продолжают говорить о военном союзе, подобном НАТО, в Азии.

Таким образом, совместное патрулирование сигнализирует о том, что Китай и Россия являются стержнями мира и стабильности в Азиатско-тихоокеанском регионе и Евразии. Они не намерены оспаривать региональный порядок. Они вынуждены реагировать на внешние силы, которые угрожают региональной безопасности, как об этом сказал Ян Цзинь, исследователь аналитического центра Института российских, восточноевропейских и центральноазиатских исследований при Китайской Академии Общественных Наук.

Китайские ученые мужи обсуждали плюсы и минусы китайско-российского военного союза, единодушно полагая, что в сложившейся обстановке безопасности существующий формат стратегического партнерства служит цели решения общих проблем, обеспечивая при этом гибкость для удовлетворения личных интересов каждой стороны. При этом военный союз также остается «последним вариантом наихудшей ситуации – когда США или другая страна начинают войну, которая вынуждает Китай и Россию сражаться бок о бок», как подчеркнул Ян.

В редакционной статье Global Times отмечалось, что Китай и Россия не намерены создавать военный союз, поскольку он не может решить всеобъемлющие вызовы, с которыми сталкиваются две страны, но давление со стороны США и их союзников придало важный внешний импульс укреплению всеобъемлющего стратегического сотрудничества как такового, включая военное сотрудничество. «До тех пор, пока они сотрудничают стратегически и совместно справляются с вызовами, они могут генерировать эффективное сдерживание, формировать совместные силы для решения конкретных проблем, противостоять попыткам подавить две страны и обуздать международные проступки США», – говорится в редакционной статье.

Треугольник США – Россия – Китай наверняка трансформируется под президентством Байдена, если Вашингтон нацелится на Москву как на самую большую угрозу национальной безопасности США. Неудивительно, что Пекин сигнализирует о том, что китайско-российское стратегическое партнерство должно оставаться тесным и продолжать укрепляться, чтобы справиться с растущим давлением со стороны США, даже если Байден ослабит напряженность в отношениях с Пекином. Этот стратегический акцент является лейтмотивом необычайно пространного сообщения Синьхуа в Жэньминь жибао о телефонном разговоре госсоветника КНР и министра иностранных дел Ван И со своим российским коллегой Сергеем Лавровым 22 декабря.

M. K. Bhadrakumar дляAsia Times Financial