После прочтения книг Резуна (Суворова), Солонина и их оппонентов появилось понимание, как "нарисовать" любую убедительную гипотезу, противоречащую официальной версии.
Например, такую:
Да, Сталин мог держать в уме вариант нападения на Германию, но День “М” на самом деле планировался не в июле, а осенью. Ну по крайней мере, не ранее 1 сентября.
Аргументы:
1) К 6 июля РККА еще не была бы готова. Нет автотранспорта (на его мобилизацию и распределение уйдут недели), не подвезено топливо из внутренних округов, не закончено развертывание дивизий даже второго эшелона по штатам военного времени. На июль запланированы многочисленные учения.
Практика крупных наступлений в ходе ВОВ определяла период подготовки войск к операции в 2-3 месяца.
Нужно много согласовывать, планировать взаимодействие родов войск, дивизий и полков на уровне фронта, готовить инженерные части, планировать логистику. В конце концов, активно должна работать фронтовая разведка (а в исторической реальности она не вскрыла даже немецкие приготовления).
На 22 июня командиры дивизий и армий никаких распоряжений насчет операции не имели (иначе бы немцы их захватили бы и предъявили). Следовательно - активная фаза подготовки еще не началась.
Максимум, кто на этом этапе мог быть в курсе - командующие фронтами и их начальники штабов.
А вот за пару летних месяцев разработать и уточнить детальные планы наступления вполне можно было бы.
Для сравнения: решение о нападении на Польшу принято Гитлером 01.04.39, все лето идет подготовка, в середине лета в ней участвуют все командующие армиями. И только к концу августа вермахт готов.
Решение о нападении на СССР принято Гитлером в декабре 1940го, плановая дата - середина мая. На подготовку отводится 4 с лишним месяца. Это оптимальный срок для подготовки большой войны.
Я считаю, что Сталин мог "в уме" принять решение о нападении только в апреле. До этого он, как нормальный пацан, пытался договориться с Гитлером о разделе сфер влияния. События в Югославии перечеркнули эти попытки. Разведданных о подписании плана "Барбаросса" в декабре 1940 у Сталина не было. Значит, если начинать подготовку с конца апреля, то как раз к концу лета все будет готово.
2) Урожай 41-го года выдался отменный (”пшеница в рост человека” - отмечено во многих мемуарах). Стратегически очень выгодно сначала убрать большую часть урожая, а уж потом воевать. Сезон уборки в Черноземье заканчивается в сентябре, после этого тракторы и грузовики вполне можно перебросить на фронт. Можно даже открытую мобилизацию объявить, благо войска первого эшелона уже укомплектованы и готовы к броску.
3) Личный состав еще не овладел новой техникой (Т-34, Як-1 и т.п.), уже поставленной в войска. Нельзя начинать наступление, если наиболее эфективная техника из него окажется выключенной. Лет 25 назад беседовал с одним старичком, работавшим на 22.06.41 авиатехником. Он рассказывал, что у них в полку к началу войны на 9 полученных самолетов новых типов было всего трое более-менее освоивших их летчиков и всего два механика. Причем массовая переподготовка намечалась именно на июль и полное перевооружение с И-16 должно было пройти в течение лета. Нормальная ситуация для армии вторжения?
4) Маршал Кулик на основании разведданных затерроризировал все военно-политическое руководство страны сведениями о новых немецких тяжелых танках. Вспомните, для чего экранировали КВ, начали выпуск ЗИС-2 и готовили выпуск 107-мм противотанковых орудий. Это сейчас наши уважаемые историки знают, какие на самом деле панцеры были у немцев, а в 41-ом у Сталина и К такой ясности не было. Даже наличие у немцев 300 танков, эквивалентных по бронированию и огневой мощи лучшим тяжелым танкам тех лет ( B-1bis, КВ), могло серьезно осложнить наступление РККА (как тот известный КВ под Рассеняем). А мероприятия по парированию угрозы тяжелых танков весной 41-го только начались. К осени должны были появиться первые ощутимые результаты этой подготовки в виде дивизионов тяжелых орудий ПТО и танков-истребителей.
5) Германия не готова воевать зимой и это известно советской разведке. В случае неудачи наступления можно не опасаться глубокого контрудара на территорию СССР. Без зимнего обмундирования, без зимних масел и смазки Вермахт просто застрянет в снегах Белоруссии. Да и организационно-технические преимущества РККА зимой налицо (готовые сражаться зимой танки, лыжные баталоны, тракторизованная артиллерия).
6) Не совсем понятно, зачем создавать заведомо раздутые штаты мехкорпусов. Ведь МК - это не только танки, но и штабы, артиллерия, куча тыловиков.Если мы готовим генеральное наступление, имеет смысл вести его полностью укомплектованными и сбалансированными боевыми единицами, а не группой танков с громадным обозом. Я считаю, что к поздней осени 41-го удалось бы довести численность как минимум половины МК до штатной. Вспомним хотя бы планы выпуска Т-50 плюс возможность доукомплектовать корпуса за счет танковых бригад ДВО. К 6 июля это сделать было невозможно.
7) План строительства большинства укрепрайонов Линии Молотова (часть из которых пригодилась бы для прикрытия наступательной операции) предусматривает сдачу более-менее существенного количества объектов только к концу лета 41 г. Именно на осмотр этих укреплений выезжал генерал Карбышев. Если бы СССР планировал нападение в июле, то уже с мая строительство нужно было заморозить, ограничившись имитацией бурной деятельности, чтобы не расходовать попусту материальные ресурсы.
8) Общеизвестно, что перед войной в западных округах началось строительство нескольких крупных аэродромов с бетонной ВПП. На мой взгляд это прямое свидетельство необходимости вести активные боевые действия в период распутицы. Да и странно строить аэродромы по графику, который не синхронизирован с планируемым тобой же началом войны.
9) И самый главный фактор, который "резунисты" почему-то упорно игнорируют. Япония. Пакт между Германией и Японией предусматривал как минимум нейтралитет, как максимум - объявление войны СССР в случае нападения последнего на Германию. Думаю, что в "виртуальной реальности Суворова" Япония немедленно начала бы готовить нападение на Дальний Восток. И никакой договор о ненападении с СССР в этом случае не помог бы. Японцы не идиоты, чтобы быть следующими после разгрома Германии. И при малейшем поражении наступающих советских войск они бы начали атаку. Готов ли был Советский Союз вести войну на два фронта? Стали бы Штаты вмешиваться в эту войну (бритишей на ДВ японцы бы размазали в любой виртуальной реальности)? Сильно помогли бы нам китайские партизаны?
Следует учесть, что ВВС Японии находились тогда на высоком уровне, в Манчжурии была сосредоточена нехилая сухопутная группировка, а единственная протяженная железнодорожная магистраль была беззащитна, японцы легко могли разрезать все коммуникации СССР на две части (вспомните известную историю с лихорадочным строительством рокады вдоль границы).
Но если верить разведке, именно поздней осенью/ в начале зимы Япония могла вступить в ожесточенный конфликт с англосаксами и голландцами, что существенно подрывало ее наступательные возможности (особенно ВВС - базовая авиация нужна была и под Сингапуром и в Бирме).
Что касается осенне-зимней распутицы, то в 44-45 г.г. это не мешало Красной Армии наступать как на Балканах, так и в самой Германии.
Безусловно, в случае форс-мажора (например, успешного десантирования вермахта в Англии) РККА могла начать операцию и раньше.
В подтверждение данной гипотезы вот цитата из одного американского учебника истории:
В то же время Сталин решил, что нужно атаковать Германию раньше, чем предполагалось, а именно до того, как она закончит войну на Западе. Поэтому в марте 1941 года было решено, что в конце сентября 1941 года после уборки урожая Красная Армия должна атаковать Германию.
В мае и июне 1941 года правительства США и Англии несколько раз предупреждали Кремль, что в конце июня немцы атакуют Советский Союз….
В приграничной западной полосе Кремль собрал огромные вооруженные силы - больше 200 стрелковых и танковых дивизий. Там было 12 тысяч танков и 8 тысяч самолетов. (Немцы имели 3 тысячи танков и около 5 тысяч самолетов.) Однако боевая готовность советских самолетов была равна нулю. Части не имели боеприпасов и горючего. Они имели лишь 10-15% нужного для войны транспорта. Тыл не был организован; не было армейских складов, транспорта для подвоза, госпиталей, путей подвоза и связи. Не было штабов армий и фронта; были только штабы корпусов и дивизий, но и они не имели транспорта. Чтобы организовать тыл и привести армию в боевую готовность, нужно было не менее двух недель мирного времени. Немцы не дали на это и двух часов.
Вот так, достаточно просто, можно придумать любую новую версию, а попутно и объявить недоработанными иные альтернативные варианты.