В начале второй половины XIX века в русской армии ощущался сильный кадровый голод на подготовленных офицеров из кадетских корпусов. Основную массу составляли офицеры, сдавшие на офицерский чин, но не имевшие военного образования.
- Поэтому для улучшения качества подготовки офицерского состава и увеличения его численности была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1865 г. кадетские корпуса были реорганизованы в семиклассные военные гимназии. В этих гимназиях воспитанники получали общеобразовательную подготовку. Для непосредственной же подготовки офицеров на базе военных гимназий были созданы 2-годичные военные училища - монография В.Бенды К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ДЛЯ АРТИЛЛЕРИИ И ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Такая же реорганизация ждала и училища, готовившие кадры для артиллерии и корпуса военных инженеров - Николаевское инженерное и Михайловское артиллерийское училища, Николаевская инженерная и Михайловская артиллерийская академии.
В 1865 году в Михайловское артиллерийское училище был принят первый курс окончивших военную гимназию.
Они обучались в училище 3 года, а затем в академии еще 3 года, где получали высшее специальное образование.
Это позволило создать полный цикл обучения артиллерийских офицеров.
Те же процессы происходили в Николаевском инженерном училище.
В то же время, артиллерийских и инженерных офицеров не хватало. Всего одно училище по каждому роду войск не позволяло даже наполовину обеспечить армию достаточным количеством артиллеристов и военинженеров.
Все это привело к тому, что во время русско-турецкой войны пришлось призывать на военную службу офицеров артиллеристов преклонного возраста.