Всем привет!
Говоря о Тамбове, какие ассоциации вызывает у вас этот город? У кого-то это будут волки, у кого-то это песня «Мальчик хочет в Тамбов» в исполнении Мурата Насырова, у кого-то это свои воспоминания из детства, молодости, службы. У транспортников первые ассоциации с Тамбовом это Икарусы, ну и, конечно, троллейбусы. Именно о них хочется поговорить в этой статье.
Сам по себе Тамбов – город с богатой историей, в 2020 году ему исполнилось 384 года. Он был основан в 1636 году, но получил статус города лишь в 1719 году при Петре Великом. В 20 веке численность населения Тамбова активно росла: если в 1910-х года в городе жило всего 70 тысяч человек, то к 50-м их численность увеличилась более чем в 2 раза.
Как и многие другие города СССР в послевоенное время, Тамбов стал отстраиваться и расти по площади. Причем, Тамбов отличался от большинства городов интенсивностью этого строительства. Так, за короткий промежуток времени было построено большое количество промышленных, транспортных предприятий, были открыты научно-исследовательские институты, строительные компании. Что примечательно, почти весь процесс происходил в северной части города (на севере Советского района, а также в Октябрьском районе). К началу 50-х годов город разросся до такой степени, что требовалось серьезно задуматься о развитии транспортной отрасли Тамбова. Для этого требовалось либо активно развивать существующий вид транспорта (автобусы), либо сделать акцент на тогда более модном виде транспорта – троллейбусе. Собственно, на него и была сделана ставка. Строительство троллейбусной линии в городе шло семимильными шагами: если в конце 1954 года началось строительство линии «с нуля», то уже к октябрю 1955 года все было готово: контактная сеть смонтирована, энергохозяйство создано, троллейбусное депо было возведено (правда, совсем небольшое – на 25 машин). Более того, к этому моменту в город вернулся будущий персонал, который был направлен в другие города для обучения.
Возводил этот объект достаточно серьезная организация – Тамбовстрой. Конечно, не без помощи тамбовчан, которых привлекали к строительству в субботники. К моменту запуска было поставлено 14 троллейбусов МТБ-82Д (в первой партии их было 10 единиц). Итак, троллейбусы впервые приняли пассажиров 5 ноября 1955 года. 10 троллейбусов вышли на маршруты города. К слову, было запущено сразу три маршрута:
1. От Комсомольской площади до Динамо
2. От Железнодорожного вокзала до Динамо
3. От Железнодорожного вокзала до Депо.
Общая протяженность линий на тот момент составляла порядка 17 километров. Этот вид общественного транспорта сразу покорил сердца тамбовчан. Не удивительно: по тем меркам быстрый, современный удобный вид транспорта, да еще и по удачным маршрутам. Сеть решили активно развивать. Штат специалистов рос, новые троллейбусы закупались, а маршрутная сеть росла. Так, всего машин моделей МТБ-82 было закуплено разных модификациях порядка 65 единиц за последующие 5 лет. За это же время постоянно развивались производственные площади троллейбусного депо (так как число машин растет, а хранить и обслуживать негде).
Год спустя после открытия была открыта новая линия, проходящая через центральный рынок. Там прошел маршрут №4 от Динамо до Троллейбусного депо. Общая протяженность «четверки» составляла 9 километров. К слову, на линию выходило вдвое больше машин, нежели в первые дни запуска сети. Еще через год запустили линию по улице Монтажников до Химкомбината (ныне это завод Пигмент). Туда был продлен уже существующий маршрут №3 от остановки «Депо». В ноябре 1959 года был открыт новый, 5й маршрут троллейбуса, а еще через 2 – маршрут №6 по новой линии по улице Маяковского. В 1963 году линию троллейбуса №1 продлили до завода «Аппарат». В 1966 году маршрут 5 стал курсировать между железнодорожным вокзалом и уже известным нам заводом «Пигмент». В конце 60-х сотрудники ТЭЦ смогли также воспользоваться троллейбусом, туда от Динамо был запущен маршрут №8. Одновременно с этим, в город начали поступать троллейбусы ЗиУ-5. Всего их поступило за 5 лет порядка 115-120 машин, заменив тем самым старичков «82-х».
В 70-е в основном велись ремонтные работы существующей сети. Пожалуй, знаковым событием за этот период можно считать перевод работы электротранспорта на бескондукторное обслуживание. Произошло это во второй половине 70-х, а именно – в 1977 году. В это же время в город поступили новые машины – ЗиУ-682Б. Немного, всего 4 единицы. Но в памяти местных жителей они очень быстро отложились: как внешне, так и внутри кардинально отличались от всех своих предшественников, особенно отмечают наличие третьей двери.
На заре 80-х к Магистральной улице также провели маршрут. За 25 лет сеть смогла вырасти до 63 километров. Тогда начали поступать в город новые троллейбусы ЗиУ-682В, заменяя попутно старые «пятерки». К слову, «вэшки» поставлялись в город вплоть до 1991 года, а эксплуатировались они до 2010 года. Всего за это время работало порядка 130 единиц машин различных модификаций.
В первой половине 80-х активно «осваивался» запад Тамбова. Туда был запущен маршрут №7, который соединял север и запад города. Помимо него, "Обувная фабрика" была соединена транспортной связкой с Динамо 13 маршрутом троллейбуса, а маршруты 11 и 12 в различных вариациях трассировки соединили улицу Районную с заводом «Пигмент». Естественно, такие масштабы расширения маршрутной сети требовали от города создать новые производственные мощности. И вот к началу 1986 года город получил троллейбусное депо №2 на 100 машин. Тогда уже в городе курсировало 15 маршрутов троллейбусов. Но и это был не пик. Так, на начало 90-х годов в городе функционировало 17 маршрутов троллейбусов, которые обслуживались 185 троллейбусами, из которых порядка 135-140 было на линии ежедневно. Протяженность сети достигла 100 километров. Это была очень хорошо развитая сеть с большим пассажиропотоком. Причем настолько хорошим, что для маршрута 1 было закуплено 6 сочлененных троллейбусов ЗиУ-683Б в 1991 году, которые прослужили до 2010 года. Также с 1991 по 1993 в город поступило 36 новых ЗиУ-682Г на замену «вэшкам» ранних сроков поставки.
К сожалению, на этом счастливая страница истории тамбовского троллейбуса была завершена. С наступлением 90-х годов сеть пошла на спад. Троллейбусы списывались, новые не поступали. Так, если в 1992 году в Тамбове находилось 184 троллейбуса, то уже через 4 года их число сократилось на 41% и к 2001 году их число составляло 69 единиц, что равно 37,5% от показателя 1992 года. Второе троллейбусное депо было решено отдать под автобусного перевозчика, возникшего в городе. Все троллейбусы перебазировали в первое депо. Тогда начались первые отмены маршрутов, среди которых - 15й, который дважды пытались реанимировать, но в обоих случаях попытки не увенчались успехом. Также закрыли маршруты 4, А и К. Закупки новой техники практически не производились, за исключением 13 троллейбусов ЗиУ-682Г более поздних модификаций (012 и 014), а также 1 БТЗ-52761Р в 2004 и 1 ВМЗ-5298-00 в 2001 году.
В 2006 году стало очень туго в троллейбусном хозяйстве. Предприятие встало на пороге банкротства. Тогда удалось получить поддержку вологодских коллег с завода «ВМЗ» (Или, как многие его знают, Транс-Альфа). Было поставлено 7 троллейбусов ВМЗ-5298.00.
Еще 3 года удавалось держаться на плаву, в 2009 году даже поступили 8 новых ВМЗ-5298.01 «Авангард». Однако в этом же году предприятие снова приступило к процедуре банкротства. Вологда забрала те 7 троллейбусов, поступивших в 2006 году на родину. Произошла реорганизация предприятия. В это же время был закрыт маршрут №7 и запущен снова маршрут №8. Более того, в 2010 поступило 6 новых ВМЗ-5298.01 «Авангард», а также 19 высокопольных ЗиУ-682Г-016.04. Все ЗиУ-682В покинули город, постепенно стали выводиться из эксплуатации ранние ЗиУ-682Г. В 2010 году маршрут №7 вернулся в город, но работал весьма странно – в усиление автобусного маршрута №31. Причем, местные жители неоднократно отмечали, что вполне нормальным явлением было появление в городе троллейбуса с трафаретами 31 маршрута. В конце 2010-го в Тамбове заменили троллейбусы автобусами на маршрутах 5 и 13.
В 2011 году сгорел один из новых «Авангардов», причем пожар был серьезный, машина восстановлению не подлежала и была утилизирована. Одновременно в город поступили низкопольные ТролЗа-5265.00 «Мегаполис» в количестве 2 единиц и 3 троллейбуса ТролЗа-5275.07 «Оптима». Маршруты 5 и 13 восстановили, правда, с очень небольшим выпуском по 2 машины. В 2012 году были попытки улучшить выпуск троллейбусов на маршруты, увеличить маршрутную сеть этого вида транспорта, но все произошло, к сожалению, достаточно сумбурно: 13й маршрут работал с перебоями, маршрут 7 восстановили, так как не хватало в городе автобусов, но и троллейбусов работало от силы 1-2 единицы. На следующий год сгорел еще один «Авангард», некоторое время все машины данной модели не работали. «Погорельца» хотели восстановить, в итоге дело дальше планов не ушло. Вообще, с «Авангардами» дружба у Тамбова не зашла. Прослужили они очень недолго в городе, в 2015 году начали списывать машины данной модели и к сентябрю 2020 полностью были выведены из эксплуатации.
В 2014 году троллейбусы выходят на автобусный маршрут №70. В 2015 году маршруты 11 и 12 становятся единым полукольцевым маршрутом №11, который в скором времени становится автобусным. Также, в город поступает 2 полунизкопольных троллейбуса ТролЗа-5275.03 «Оптима». Вышли на линию они только в январе 2016 года. Это была последняя поставка троллейбусов в Тамбов. Далее несколько лет троллейбус жил «по инерции». В 2017 году число машин в парке составляло 37 единиц. В 2018 году ушли на покой последние старые ЗиУ-682Г с «оригинальной» мордой. В июне 2020 года в Тамбове всё-таки законсервировали подстанцию в районе стадиона «Динамо» (вопреки всему), что привело к закрытию сразу 5 маршрутов: 1,4,8м,20,70. Правда, 3 месяца спустя № 8 пустили снова, но теперь он именуется как 8в и следует до железнодорожного вокзала. В настоящий момент в парке содержится 26 машин, из которых по факту действует лишь 17. Стоимость проезда на троллейбусе в Тамбове составляет 23 рубля.
Что касается перспектив, то здесь стоит поставить большой пробел. В конце 80-х планировали пустить 2 новых маршрута: от Магистральной до Пригородного леса и от ТЭЦ до поселка Строитель. Но планы так и не претворились в жизнь. Позитивных перспектив у тамбовского троллейбуса пока не предвидится. Троллейбусное хозяйство в настоящий момент находится в серьезном упадке. Требуется серьезно подойти к троллейбусной, да и в целом, к транспортной системе города и определить, как наилучшим образом можно развить транспортную инфраструктуру с сохранением троллейбуса как вида транспорта в Тамбове. Пока что позитивных ноток в страничке истории этого вида транспорта в городе нет. Остается надеяться, что «рогатых» не бросят на произвол судьбы и дадут им второй шанс на развитие в городе и этот вид транспорта сможет стать таким же популярным и развитым как это было в 1989 -1990 годах.
На этом все!
В следующей статье поговорим с вами о троллейбусной сети города Мурманск.
Спасибо за внимание, до новых встреч!
Другие источники: https://transphoto.org, https://web.archive.org/web/20170719051636/http://trolley.tambov.ru/