Сегодняшнюю статью я хочу посвятить моей бабе Тане.
Её уже давно нет в живых. Но в детстве мы с мамой ездили к ней в Рязанскую область, навещали. Она мне двоюродная бабушка. Но своих детей у неё не было.
И моя мама (ее племянница) старалась по возможности приехать и помочь.
Может и у вас есть или были такие бабушки в деревне. Повспоминаем вместе! Ведь бабушки, живущие в глубинке, в настоящей русской деревне, это совершенно особые дамы.
У бабы Тани был свой уникальный лексикон, неведомый нам, выходцам из больших городов.
Суп она называла "хлебово", и не иначе. Когда моя мама приезжала, она начинала готовить первое, второе и компот. И баба Таня словно попадала в санаторий. Ей в силу возраста уже готовить было тяжело.
У мамы всё получалось вкусно, и баба Таня приговаривала, например, "медовые щи".
Блины у тети Тани именовались "каравайцы".
Как то раз мы решили угостить бабу Таню йогуртом. Она не понимала, что же это такое . Попробовав, была очень раздосадована, и сказала, что это полная дребедень. Вот "квашонка" - это вещь. Квашонку она регулярно делала себе из молока.
Из телевизионных передач баба Таня с мужем жаловали только две : "Играй, гармонь" (Не знаю идет ли она сейчас, и по какому каналу) и новостЯ.
НовостЯ они иногда глядели , как завороженные. И не все им было там понятно. Ведь людям, прожившим всю жизнь на селе, сложно понять про какие-то там саммиты, законопроекты, реформы...
Баба Таня с мужем сажали каждую весну огород. И баба Таня всё время выражалась , что сажали они "с криком", то бишь с большим трудом. Много лет спустя, будучи беременной, я поняла, что такое "с криком" варить суп или делать что-то по дому.
Был у бабы Тани "смёртный чемодан". Это был в какой-то мере предмет гордости, такое впечатление, что он ей грел душу. Чемодан периодически открывался, проводилась ревизия.
Как то мама моя спросила тетю Таню -
"Зачем тебе 3 платья в смёртном чемодане? Лучше носи их".
-"А чтоб выбрали, в чем меня хоронить".
Был у бабы Тани - заклятый враг соседка баба Маня.
Много лет куры бабы Мани забежали на участок бабы Тани или наоборот куры бабы Тани оказались у бабы Мани. Они уже и сами забыли. Но вражда осталась. И наша бабушка называла свою обидчицу "Манька-аспид" (аспид- ядовитая змея).
Но когда её не стало, бабе Тане, по-моему, стало грустновато.
С бабой Таней мы также переписывались. Иногда не знали что ей написать, чтоб ей было понятно и интересно.
Писали обычно, сколько у нас стоит хлеб, молоко. Такие темы ей были очень интересны. Она вообще вела счет деньгам, без этого в деревне никак.
Меня баба Таня иногда называла "краля".
И приговаривала
- "Ишь как вырядилась"
Хотя по городским меркам в моей одежде не было ничего особенного и броского.
Ребят, сидевших по ночам у нее перед забором на лавочке, баба Таня прогоняла палкой.
Но когда я приезжала в гости - ребятам разрешалось сидеть со мной на лавке и устраивать ночные бдения.
Бывало, бурчала на меня без повода.
Но когда я с треском провалила экзамен в государственный ВУЗ и пришлось идти на платное, а денег заплатить за первый семестр не было, тетя Таня первая откликнулась.
Прислала нам в конверте толстую пачку денег (тысяч 30 что-ли на тот момент). Это были такие потертые засаленные купюры, она их видимо давно копила, перекладывала с место на место. Их надо было видеть.
Я до сих пор благодарна ей за эту своевременную помощь и не только за это.
Спасибо тебе, тетя Таня! Ты в нашей памяти.
А вы помните ваших деревенских бабушек?