Найти тему
touch of ART

Мона Лиза с бородой, или чем приходится платить за популярность

Пик популярности «Моны Лизы» Леонардо да Винчи связан с грандиозным скандалом, поднявшимся в прессе после кражи картины в 1911 году. Некто Винченцо Перуджа, 32-летний итальянец, бывший работник Лувра, выкрал картину, которая была обнаружена лишь в 1913 году при попытке продать ее антиквару. Как ни странно, итальянец получил всего лишь 380 дней тюрьмы за «преступление века».

После этой громкой истории «Джоконда» стала настоящим мировым брендом. Многие знаменитые художники не смогли избежать соблазна по-своему использовать образ Моны Лизы. Картина стала настоящим хитом в мире живописи. Существует множество ее копий, авторских интерпретаций и карикатур.

В 1914 году Казимир Малевич пишет «Композицию с Джокондой» в духе дадаизма. В этот период художник сосредотачивается на абсурдности изображения, в каждую работу добавляя один или несколько диссонирующих элементов. В «Композиции с Джокондой (Частичное затмение)» Малевич, отходя от классического подхода и врываясь в пространство нового реализма, пишет «Мону Лизу» да Винчи, изображение которой «частично затмевают» перемещающиеся в пространстве геометрические фигуры. Сама Мона Лиза перечеркнута красным крестом, а к ее губам была приклеена сигарета, которая со временем была утрачена. Эти знаки определили ироническое отношение художника к мировому хиту. «Частичное затмение» (авторская надпись) – символ внутренней готовности автора к выходу за пределы «практического реализма».

Казимир Малевич.  «Композиция с Джокондой (Частичное затмение)», 1914
Казимир Малевич. «Композиция с Джокондой (Частичное затмение)», 1914

В 1919 году дадаист и сюрреалист Марсель Дюшан, как двоечник, портящий школьные учебники, пририсовал Моне Лизе усы и бороду. Дюшан заявил, что теперь Джоконда стала мужчиной. И не женщиной, замаскированной под мужчину, а самым настоящим мужчиной. Название L.H.O.O.Q. («Elle a chaud au cul» с франц. «у нее горячая задница») заявляет, что это уже не пародия, а настоящая атака на Мона Лизу как икону культуры массового потребления. Эта работа - гимн презрения дадаистов к искусству прошлого в целом.

Марсель Дюшан. «L.H.O.O.Q», 1919
Марсель Дюшан. «L.H.O.O.Q», 1919

В 1954 году Сальвадор Дали пародирует пародию Дюшана и представляет «Автопортрет в образе Моны Лизы». На полотне изображены сразу два мировых бренда – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и легендарные усы Дали.

Сальвадор Дали. «Автопортрет в образе Моны Лизы», 1954
Сальвадор Дали. «Автопортрет в образе Моны Лизы», 1954

Искать Мону Лизу на картине «Джоконда» Рене Магритта бесполезно. Следуя своим традициям нонсенса и эпатажа, Магритт прячет ее за занавесом и кусочком голубого неба. Таким образом автор ставит под сомнение то значение, которое мы привыкли приписывать привычным объектам и явлениям, в частности — легендарной «Моне Лизе».

Рене Магритт. «Джоконда», 1960
Рене Магритт. «Джоконда», 1960

А вот на полотне Фернандо Ботеро Мона Лиза надувается от собственной важности. Джоконду образца 1963 года художник в свойственной ему манере создал гиперболически огромной.

Фернандо Ботеро. «Мона Лиза», 1963
Фернандо Ботеро. «Мона Лиза», 1963

Существует еще как минимум дюжина реплик на «Джоконду» да Винчи – от карикатурных до нелепых, от Моны Лизы в стиле «Симпсонов» до Моны Лизы из конструктора Lego. Современная культура поглотила мировой шедевр: сегодня Джоконду изображают на стенах, кружках, полотенцах и футболках. Но, несмотря на это, полотно не теряет художественной значимости и власти над умами зрителей.

Еще о портретном жанре можно прочитать здесь: Краткая история портрета: от Древнего Египта до усатой Джоконды

О сюрреалистах - здесь:

Как Фрейд и де Сад стали игральными картами

Почему М. Эрнст пригласил Ф.М. Достоевского?