Виктория Геннадьевна захотела стать счастливым клиентом Райффайзенбанка. Заполнила анкету и ожидала открытия расчетного счета.
А банк возьми и откажи! С туманной формулировкой вы нам просто не понравились что-то вы какая-то подозрительная.
Отказали просто на словах, даже никаких бумаг не дали.
На гневное письмо Виктории Геннадьевны - из банка ответили, что вообще не обязаны ей сообщать причины. Не хотим Вас видеть своим клиентом, и всё. Дверь там, добро пожаловать на выход.
Виктория Геннадьевна расстроилась.
Но решила, что это чушь и ерунда, сотрудники банка не правы, и она им это в суде быстренько докажет.
Быстренько не вышло. В течение почти года друг за другом районный, городской, Третий кассационный суды Виктории Геннадьевне отказали.
Что же ответил упорной Виктории Геннадьевне Верховный Суд?
С одной стороны, ст.846 ГПК говорит о том, что банк обязан подписать договор банковского счета с тем, кто этого захочет. И просто так выгнать человека, который пожелал стать клиентом банка –нельзя.
Но с другой стороны, есть еще и 115 Федеральный закон. И он говорит, что отказать банк может любому! Если вдруг этот любой покажется банку подозрительным: он, кажется, собирается отмывать преступные доходы или террористов финансировать.
Банк России написал примерный список, какого клиента считать подозрительным. А конкретные причины определяет каждый банк сам. И вот Райффайзенбанк в своих внутренних правилах дал карт-бланш своим сотрудникам.
Если сотруднику что-то показалось подозрительным и странным – так тому и быть.
Клиенту отказываем в обслуживании, и споры бесполезны.
И отдельное напутствие в адрес Виктории Геннадьевны.
Верховный Суд не рассматривает, справедливо ли вынесли свои решения-определения нижестоящие суды. Он только выясняет: нарушили они какие-то нормы закона, или нет. Виктория Геннадьевна жаловалась, что они решили неправильно. А надо было жаловаться на то, что какие-то пункты и подпункты законов нарушили.
Верховный Суд никаких нарушений не нашел, еще раз утвердил: совершенно законно Виктории Геннадьевне банк отказал.
Какой мы можем сделать из этого вывод?
Если вам обязательно нужно получить счет в конкретном банке.
Ведите себя скромно и вежливо. На вопросы отвечайте, понты не кидайте, с сотрудниками по возможности не спорьте.
Потому что эта вот девочка за стойкой сделает пометку в том, что вы – подозрительный. И вам вполне себе могут в обслуживании отказать.
И ничего с этим сделать будет нельзя.
Такие дела.
Определение ВС от 8 декабря 20 г. Дело № 78-КГ20-54-КЗ №2-1881/2019.
Подписывайтесь на канал, чтобы читать другие истории по Определениям ВС.