Ровно 85 лет назад - 21 декабря 1935 года - родился наш дедушка по маминой линии - Кулешов Егор Егорович. Его семья проживала в деревне Трыковка Карачевского района Брянской области. Отец семейства - Кулешов Егор Алексеевич (15.06.1909 - 13.11.1941), на которого наш дедушка был внешне похож, работал в НКВД. Деду Егору не было и 6 лет, когда прадед ушёл на фронт. Сражаясь в самых первых боях с немцами, он попал в плен и скончался в самом начале войны - в 1941 г. в концлагере (о нём я уже писала здесь https://vk.com/@nikson32rus-chtoby-pomnili). Так что дедушка практически рос без отца. Его и ещё четверых детей (Александра, Анну, Татьяну и Ольгу) воспитывала наша прабабушка - Кулешова Агриппина Макаровна (13.08.1907-05.12.1983).
Дедушка Егор был смышлёным молодым человеком, с явной предрасположенностью к инженерному делу. 7 классов он хорошистом проучился в Трыковской школе, получил специальность тракторист, а в 1951 г. стал членом ВЛКСМ.
В октябре 1954 г., в 19 лет дедушка был мобилизован Карачевским РВК и распределён на Черноморский флот. В течение октября он стал учеником радиста, а уже в следующем году началось его трехгодичное плавание из Севастополя в Кронштадт.
Наш дедушка был необычным моряком, он служил на подводной лодке и занимал должность гидроакустика. На слух Егор Егорович определял расположение подводных и надводных целей, отслеживал их на приборах и по каналам связи сообщал о перемещении объектов капитану. Уже под конец первого плавания - в ноябре 1957-октябре 1958 гг. - дедушка командовал 11 учебным отрядом гидроакустиков.
Нам - внучкам - всегда было интересно, как проходила многолетняя дедушкина служба под водой. И в 2016 году мы воочию смогли заглянуть в подводную лодку и прочувствовать на себе всю атмосферу службы на субмарине.
Было это в балтийском городе Калининграде. Рядом с местным Музеем Мирового океана пришвартована музейная доатомная подлодка Б-413. Так как на схожем судне плавал наш дед, мы конечно не могли оставить его без внимания.
Впечатления были колоссальные. Невероятно тесное пространство, всюду испещренное датчиками и техникой. Чтобы перейти из одного отсека в другой, нужно было одновременно задирать ногу и беречь голову, что далось нам не с первого раза. Но оно конечно того стоило, перелезая через препятствия, мы наконец добрались до нашего Грааля - рубки гидроакустиков. Приятно было увидеть, как выглядело место, похожее на то, где прошли 6 лет дедушкиной службы. Но на этом наше знакомство с подводной жизнью моряков не закончилось. Всех посетителей дружно, почти гуськом повели в торпедный отсек. Сразу вспомнился передаваемый через уста родственников дедушкин рассказ о том, что в случае аварии на подлодке спасительный выход для моряков лежит через торпедную установку. Подводники в водолазных костюмах должны были через эту узкую трубу пролезть наружу. Пухлым ребятам на подводной лодке делать нечего; дедушка, кстати, всю жизнь был худощавым, видимо по телосложению и хорошему слуху его и выбрали для службы в морских глубинах.
Семье Кулешовых требовались средства на постройку нового дома, и Егор Егорович как хороший сын и опора семьи в 1958-1960 гг. отправился в повторное плавание, теперь уже из Балтийского моря. На этот раз служил Егор Егорович в 157-ой отдельной бригаде подводных лодок, которая базировалась в эстонском городе Палдиски. В конце 50-х гг. шла серьёзная работа в советских военно-морских силах по переброске подлодок из Чёрного моря на Балтику. Поездами суда доставлялись в разные портовые города прибалтийских республик. Эти субмарины должны были защищать береговые линии, а также на них проводили учения, научные исследования дна моря и подготовку подводников к многолетним плаваниям из одного океана в другой. На начало 60-х гг. у Советского Союза было запланировано множество внешнеполитических операций. Подлодкам и их экипажам предстояло помочь установить социалистические режимы в разных уголках мира. К этому масштабному проекту готовился и наш дедушка на своей подлодке М-239.
Служил дедушка под командованием будущего контр-адмирала (тогда ещё капитана III-го ранга) Просвирова Виктора Петровича, 1928 г.р. К работе экипажа на подлодке командир относился с особой строгостью, ведь накануне, в 1956 г. из-за халатного поведения затонула М-200, входившая в ту же 157-ую отдельную бригаду подлодок. Повторения трагедии на советском флоте быть не могло. Для подводников вновь и вновь проводились учения, как на суше, так и в море. Моряков обучали нырять в водолазном костюме, постоянно следили за их физической формой, нагружали и умственной работай. На флот вот-вот должны были поступить подлодки нового образца, поэтому каждый член экипажа досконально изучал строение субмарин. Наш дедушка в этом смысле отлично справлялся со своей службой. Помимо работы гидроакустиком он успевал самостоятельно ремонтировать всю радиотехническую аппаратуру на подлодке.
Второй срок службы на подлодке закончился в марте 1960 г., и дедушка Егор решил вернуться домой. 1 ноября 1960 г. капитан Просвиров вручил ему похвальную грамоту «за долголетнюю, безупречную службу и достигнутые успехи в боевой и политической подготовке». В том же году со званием главный старшина дедушка Егор уволился с флота и вернулся в родное селение, в деревню Трыковка.
Оказавшись на малой родине, Егор Егорович, молодой 25-летний моряк в отставке, устроился работать на карачевский завод «Электродеталь». Параллельно по вечерам он подрабатывал в Доме детского творчества, где вёл кружок моделирования кораблей для карачевских ребятишек. Примерно в это время наш дедушка познакомился с бабушкой - Андреевой Светланой Алексеевной, 1941 г.р. 21 октября 1961 г. они поженились, а 4 декабря 1962 г. у Кулешовых родилась доченька Ирина - наша мама.
Молодой подросшей семье, проживающей на тот момент в доме тестя и тёщи, теперь уже требовалось своё отдельное жильё. И дедушка с бабушкой дружно трудились для приобретения семейного гнёздышка. В 1963 г. дедушка пошёл учиться в Карачевскую среднюю школу рабочей молодёжи, позволявшую без отрыва от работы обучаться по вечерам. Школа молодёжи была организована на базе школы имени С.М. Кирова и находилась в том же старом здании на Первомайской улице. Дедушка Егор был старательным учеником, за что по окончании обучения получил благодарность «за отличные и хорошие успехи в учёбе, труде и активное участие в общественно-полезной работе». В том же году они с бабушкой приобрели пустой участок и стали строить свой дом.
В 1971 г. дедушка закончил Брянский машиностроительный техникум со специальностью техник-технолог. По воспоминаниям жены Егор Егорович был человеком приветливым, очень улыбчивым и умел располагать к себе людей. Другая моя бабушка Тома (по папиной линии), которая в то время тоже работала на заводе «Электродеталь», так описывала деда: «Егор был не ленивый...Как человек был хороший. Иру [нашу маму] всё время в садик возил...». Поэтому коллектив его уважал, и вскоре деда поставили мастером в цехе № 7.
Но у дедушки, к сожалению, были и другие качества. Он был человеком мягким, и зачастую не мог отказать людям. Очень скоро в цехе образовалась компания из мужичков, которая тайком разливала заводской спирт. И дедушка стал приобщаться к их общему делу. Ничего хорошего дедушке Егору это конечно не сулило, к 80-м годам он уже серьёзно подорвал своё здоровье. Бывший крепкий моряк стал болезненным и слабым, возникал замкнутый круг - алкоголь - на фоне него общая слабость, чахлость и боль, которая также заливалась алкоголем. Но стоит отдать должное деду, несмотря на пагубное пристрастие, он не пропустил ни одного рабочего дня. Всегда с радостью проводил время с дочерью, а затем и с внучками. Вечерами после долгой рабочей смены он забирал нас обеих - меня и мою старшую сестру Алёну - и отправлялся гулять в парк возле лесхоза. Мама в это время отдыхала от нашего детского сумасбродства, а мы от души веселились с забавным дедушкой, который придумывал для нас весёлые игры. Когда мы стали постарше, дед после работы стал приносить нам конфетки, простенькие «рачки». Это была наша почти ежедневная сладкая дань с дедули, которую мы быстренько изымали на входе и бежали делить между собой.
Шли годы, мы дружной семьёй в шесть человек, жили под одной крышей (бабушка, дедушка, наши родители и мы с сестрой; наша младшенькая - Настёна - родилась гораздо позже, и деда Егора не застала). Затем родители стали строить свой дом, и дедушка им всячески помогал. Как вспоминает о нём наш папа, дедушка вообще был такой палочкой-выручалочкой. Его можно было попросить о чём угодно, и он никогда не отказывал; мог объездить и оббегать весь город, и обязательно найти то, что было нужно. В начале 1996 г. родители и мы с сестрой переехали в новый дом. Но бабушка с дедом часто забирали нас - внучек - к себе. Как раз в этот год они вдвоём вышли на пенсию, и могли больше времени проводить с нами.
Но наступил тёплый и в то же время трагичный май 1996 г. В разгаре был огородный сезон, и я - маленькая 4-летняя девочка - гостила у деда с бабушкой. На улице стояла чудесная солнечная погода, и мы с дедушкой Егором отправились на велосипеде прямиком на дачу. Пробыли мы там не долго, дедушка привёз меня обратно, а потом вернулся на загородный участок. Но что-то пошло не так, и дедушка домой не приехал. Уже потом мы узнали, что ему стало плохо, а 30 числа его не стало...
24 года как дедушка не с нами, но мы всё равно его вспоминаем. Особенно в день его рождения. Вспоминаем только хорошее. Каким он был смелым, отзывчивым и участливым, любящим отцом и дедом, и конечно вечно улыбающимся человеком...
#Карачевскийрайон, #Бряскаяобласть, #Трыковка, #Черноморскийфлот, #Севастополь, #Кронштадт, #гидроакустик, #военно-морскиесилы, #Кулешовы, #Палдиски
Больше информации https://vk.com/club182447497