В нашем семейном архиве хранится особенный фотоснимок. Сделали его в 50-е годы прошлого века в селе Семёновка (Шаблыкинский район, Орловская область), откуда происходят мои предки по отцовской линии. Сейчас это пустующая деревня, о которой напоминают лишь местное кладбище, заброшенные коровники и памятник солдатам, погибшим во время освобождения Орловщины летом 1943 г.
Но тогда ещё живое село достойно вышло из военных лет. В первые послевоенные десятилетия здесь ещё чувствовался порох тех страшных событий, но людям, уставшим от потерь, уже хотелось оставить горести в прошлом и жить дальше. Особенно открыто наступлению мирного времени радовалась молодёжь. Юноши и девушки села собирались в дружные весёлые компании и устраивали долгие шумные гулянья. Среди толпы всегда выделялись главные затейники и шутники. Таким был и мой дедушка Саша - Лоскутов Александр Калинович. Хорошее чувство юмора, приятная внешность, естественное обаяние сделали его постоянным участником деревенских гуляний и несменным дружкой (т.е. свидетелем со стороны жениха) на большинстве местных свадеб. Сохранившееся фото отражает день свадьбы сестры Лоцманова Николая - лучшего друга и товарища по детским играм дедушки Саши, с которым они вместе служили в Германии.
Дедушка Саша на стареньком снимке стоит прямо перед средней лошадкой. Как положено представителю жениха, ему поверх одежды повязали длинный белый рушник с бахромой. На санях позади деда сидит гармонист, развлекавший деревенскую толпу своей игрой и песнями. Эта весёлая процессия на трёх лошадках объезжала всё село. И видно, что, не смотря на распутицу, таявший снег и лужи (фото сделано либо поздней осенью, либо ранней весной), из простеньких бревенчатых домиков встречать молодых выходят и дети, и старики, да и вообще подтягивается вся деревня. Даже гусь (или утка? на переднем плане слева) завертелся в этой праздничной суете.
Свадьба в Семёновке в 50-е годы была простым торжеством. У невесты с женихом не было особенных нарядов, ни белого платья, ни модного костюма: у девчат шерстяные платки да телогрейки, мужички - кто в пальто, кто в тулупах с шапками-ушанками. Не было здесь и особых свадебных украшений, и даже букета невесте, скорее всего, в такую погоду не нашлось. Но в то же время на фото чувствуется доброе и тёплое настроение, видно, что вот-вот сельская свадьба перерастёт во всеобщий праздник...
На пути написания истории семьи всегда попадаются особые знаки. Я часто встречаю это у других генеалогов и историков. На следующий день, когда я решила писать об этой фотографии, 1 октября не стало моей дорогой бабушки - Лоскутовой (Алхимовой) Тамары Николаевны. Именно она последние семь лет рассказывала мне о семье, об ушедших и живых родственниках, объясняла кто и где на фотографиях, с ней мы написали книгу об её отце, который не вернулся с войны. Именно бабушка поведала о некоторых праздниках в Семёновке. Так совпало, что в первый день октября у нас случилась поездка в село Верхополье (Карачевский район, Брянская область). И невероятно, что я там нахожу - пару старых ссохшихся саней, обросших мхом и ужасно похожих на те, что на фотографии. «Надо продолжать писать», - подумала я. «Предки не уходят, они остаются в нашей памяти...».
Бабушка Тома приехала в Семёновку во второй половине 1956 г. и прожила в селе около 20 лет. Деревенскую жизнь она описывала как тяжёлую, но и очень радушную, открытую. Вспоминая свою молодость, она говорила, что в селе была своя особая праздничная традиция - так называемые «свиные свадьбы». Почти все в Семёновке держали большое хозяйство с коровками, свинками, овцами и разной домашней птицей. И когда кто-то из семёновцев закалывал поросёнка, то звал в гости всех соседей и раздавал им мясо, при этом почти ничего себе не оставляя. Односельчане в свою очередь приносили из дома разные съестные блюда и горячительные напитки. Так получался огромный стол, за которым умещалась куча народа. Праздник принимал такие масштабы, что мог длиться по нескольку дней. Видимо оттого и назвали это «свадьбами». Такое интересное торжество роднило людей, сплачивало всё село. В этой традиции сохранилось что-то очень древнее, архаичное, ещё дохристианское, что-то очень важное - то, что сближало живущих бок о бок людей.
В Семёновке отмечали и народный праздник Никита-гусятник. Выпадает этот праздник на 28 сентября, и посвящён он памяти великомученика Никиты Готского. В селе очень почитали этого раннехристианского святого, в честь него в Семёновке была выстроена Никитская церковь (самое ранее её упоминание относится к 1673 г., церковь просуществовала до 1866 г.), при которой находилось местное кладбище. И хотя храм не уцелел, в людской памяти на протяжении многих поколений праздник Никита-гусятник прочно отмечался семёновцами. В 50-е годы ХХ в. больших гуляний естественно не было, так как власти не одобряли религиозные праздники. В этот день в селе начинали резать гусей, после чего дома семёновцы накрывали стол и приглашали гостей. Отмечали в селе и Пасху, красили яйца и раздавали местным ребятишкам, ходили на кладбище и вспоминали родных...
Одним словом сельская жизнь в 50-е годы всё больше переходила в мирное русло. Гремели на всю округу свадьбы, рождались дети и внуки, семёновцы справляли всё новые и новые праздники. Страна тоже возрождалась, хоть и тяжёлым трудом. Об этой новой жизни сохранялись воспоминания и старенькие фото, которые мы бережно храним вместе с их маленькими историями...
В память моей бабушки Томы...
#историясемьи, #Орловщина, #Семёновка, #генеалогия, #сельскаясвадьба, #краеведение, #историясела, #сельскиепраздники, #историядеревни, #крайпредков, #поискпредков