Наверняка каждый из Вас, перечитывая/пересматривая поттериану находил для себя новые вопросы, ответы на которые невозможно найти. Написать серию книг о Гарри Поттере и экранизировать ее на экраны дело невероятно сложное, именно поэтому перед вами девять грандиозных ляпов в романах о Гарри Поттере: начиная от Альбуса Дамблдора, поставившего под угрозу жизнь маленьких волшебников, до солидных нестыковок во времени…
У Молли Уизли явно есть проблемы с памятью
Помните начало фильма «Гарри Поттер и Философский камень»? Когда еще совсем юный Гарри бродит по вокзалу Кингс-Кросс и ищет ту самую платформу 9 и 3/4. Вдруг он слышит чей-то голос, который говорит:«Так, какой у вас номер платформы?». Гарри Поттер впервые встречается с семейкой Уизли. И вот маленькая девочка(Джинни) отвечает своей матери Молли: «Девять и три четверти». Читателю тем самым напоминают об исключительной важности загадочной платформы и одновременно намекают: эти персонажи знают о Хогвартсе; по-видимому, они и сами волшебники!
Но есть небольшое «но». Как Молли Уизли угораздило забыть номер девять и три четверти? Она ведь бывала на платформе столько раз! С Фредом, Джорджем, Перси, Чарльзом, Биллом… Очень бестолковый вопрос. С точки зрения повествования — отличный приём. С точки зрения логики — никуда не годится.
Хагрид нечаянно отвергает подарок Сириуса Блэка
Это, конечно, мелочь. Но она наглядно показывает нам, как трудно отслеживать в книгах каждую подробность. Трудно даже писателям и редакторам, которые до отправки в тираж перечитывают материал сотню раз.
В начале «Гарри Поттера и философского камня» Хагрид говорит о своём летающем средстве передвижения: «Я, пожалуй, верну Сириусу Блэку его мотоцикл». Вроде бы все логично. Сириус одалживает летающий мотоцикл Хагриду, чтобы тот сэкономил время. Однако в «Гарри Поттере и узнике Азкабана» сам же великан говорит: «Мне он больше не нужен». Так почему же Хагрид торопится вернуть подарок дарителю?
Задаётесь вопросом, ляп это или нет? Вот вам ответ: в более поздней редакции «Философского камня» реплика Хагрида звучит иначе: «Я, пожалуй, отгоню мотоцикл». Так что да - Джоан Роулинг допустила ляп.
Дамблдор ненароком пытается убить слизеринцев
Одна из самых запоминающихся сцен «Гарри Поттера и философского камня» происходит на пиршестве в честь Хэллоуина, которое устраивалось ежегодно тридцать первого октября в Большом зале. Именно тогда читателей знакомят с настоящими, осязаемыми опасностями Хогвартса (не беда, что эта опасность на поверку оказалась до смешного прозаичной).
Во время празднования в зал врывается профессор Квиррелл и говорит, что в подземельях школы обнаружен тролль. Пиршество прерывается, все ученики напуганы. Дабы уберечь их от беды, Дамблдор приказывает всем вернуться в свои спальни. Но, ведь спальни слизеринцев расположены как раз в подземельях. Выходит, Дамблдор, отправляя туда учеников Слизерина, посылает их троллю в качестве главного блюда.
Плакса Миртл явно слепая
Переходим к Плаксе Миртл, которая помогает Гарри раскрыть секрет Тайной комнаты и разгадать загадку в Турнире Трёх Волшебников. С этим привидением, вообще-то, связано несколько накладок. Одну, вероятно, объяснить получится, остальные — точно нет.
В «Гарри Поттере и тайной комнате» Гермиона утверждает, будто Плакса Миртл обосновалась в туалете для девочек на втором этаже. Поскольку сказано это Гермионой, которая никогда не ошибается, мы, разумеется, ей верим. Вдобавок она девочка, поэтому должна точно знать, в какие именно женские туалеты Хогвартса лучше не ходить.
Однако Гарри видит надпись на стене возле туалета Миртл совсем не на втором этаже, а на третьем! Возможно, так вышло из-за того, что в Англии отсчёт этажей ведётся иначе: первый этаж у них называется нулевым (или цокольным), второй — первым и так далее. Тем не менее, в последующих редакциях книги эту оплошность исправили.
Гораздо труднее объяснить другое: почему Плакса Миртл ни разу не заметила василиска, который то и дело выходил из своего убежища? Туалета она не покидала, а, значит, обязательно увидела бы, как из тайного прохода выбирается змей и ползёт наводить ужас на учеников. Однако при встрече с Гарри Миртл искренне недоумевала по поводу происходящего. Врать ей смысла не было.
Дамблдор портит важнейшую улику
Помните бедного Колина Криви? Он — канонический фанат Гарри Поттера, который гоняется за Гарри по всей школе и фотографирует своего кумира. Да, главная характеристика Колина — фотоаппарат. Мальчик носит его на шее и без устали использует. Однако случается беда: Колин цепенеет под взглядом василиска, выползшего из Тайной комнаты.
В больничном крыле профессор МакГонагалл с надеждой предполагает, что Колин успел сделать снимок нападавшего (тогда про василиска ещё никто не знал). Дамблдор по ошибке открывает крышку фотоаппарата, не перемотав плёнки. После этого в реальной жизни плёнку можно было бы смело нести на помойку: свет, попавший на непроявленную фотоплёнку, приводит её в негодность.
На этом ляпы с фотокамерой не заканчиваются. Судя по описанной выше сцене, фотоаппарат Колина — устройство целиком магловское. Однако в «Кубке огня» Гермиона цитирует «Историю Хогвартса», где сказано, что магловские технологии в Хогвартсе не работают. Вот и выходит: Дамблдор не только засветил снимки бедного Колина, но этих снимков вообще быть не могло!
Фред с Джорджем закрывают глаза на то, с кем спит Рон
Карта мародёров — изобретение потрясающее; она не раз помогала Гарри и его друзьям в разных книгах. Однако Роулинг не повезло: она наделила Карту столь колоссальными возможностями, что та неминуемо создала бы какие-нибудь логические неувязки. Вот вам одна из них: очень важная (и самая забавная). Зовут её Питер Петтигрю. Этот гнусный волшебник перешёл на сторону Волан-де-Морта и подставил Сириуса Блэка. Короче говоря, Петтигрю известен весьма широко. Забыть его не смог бы ни сам Гарри Поттер, ни волшебники из его окружения.
В «Узнике Азкабана» мы узнаём, что Петтигрю превратился в крысу по кличке Короста. Крысу, которая, между прочим, несколько лет была питомцем Рона Уизли. Вот это поворот! Да, новость повергает в шок, но она ещё и наталкивает нас на любопытные вопросы.
Карта мародёров показывает местоположение всех, кто находится в Хогвартсе и его окрестностях. Прежде чем попасть к Гарри, она принадлежала Фреду и Джорджу Уизли. Крыса Короста обычно неотлучно была при Роне. Ночевала она в его постели (или рядом с нею). А теперь объясните, почему Фред с Джорджем ни разу не заметили, что их младший братец каждую ночь устраивается спать под бочком у некоего мужчины по имени Питер?!
А если заметили и поняли, кто он такой… Отчего никому не сказали, что Рон спит с якобы покойником?
Турнир Трёх Волшебников — состязание, которым не дано насладиться никому
Турнир Трёх Волшебников описывается как зрелище чрезвычайно популярное (оно ещё и задействует кучу преподавателей и учеников — попросту говоря, всю школу). Вот только о бедных зрителях никто не думает. Как так? Да вот так: из трёх этапов состязания народу виден лишь один.
Борьба за золотое яйцо дракона ведётся под открытым небом и выглядит шикарно, вопросов нет. Однако второй этап целиком разворачивается под водой, в озере, поэтому зрителям смотреть не на что. С третьим соревнованием ещё хуже. Оно проходит в громадном непроницаемом лабиринте и тянется очень-очень долго. Любопытно, что Роулинг нигде не описывает волшебных экранов, демонстрирующих успехи каждого участника. В фильме такие экраны тоже не показывали, так что вряд ли они вообще существовали.
Самое странное — ради Турнира отменили целый сезон квиддича. А ведь этой игрой зрители могут наслаждаться сполна!
Гарри Поттер и игровая приставка из будущего
Сочиняя роман, нужно постоянно держать в памяти достижения научно-технического прогресса описываемого времени. А это порой весьма непросто. Потому-то Джоан Роулинг и допустила оплошность в «Гарри Поттере и Кубке огня».
В письме к своему крестному, Сириусу Блэку, Гарри рассказывает, как кузен Дадли рассвирепел из-за какой-то ерунды и выбросил в окно свою игровую приставку. Гарри почти четырнадцать лет — значит, дело происходит летом, в 1994 году. Однако игровые приставки появились в Европе только на полтора года позже! Даже в Японии их выпустили на рынок лишь в конце 1994-го.
Эта ошибка может показаться прозаичной. По большому счету, так оно и есть. Однако, мораль сей басни такова: автор, думай, взвешивай и снова думай, когда пишешь… да что угодно, собственно.