Сегодня я вспомню о фильме, представляющем собой одну из многочисленных реконструкций известной сказки Ганса Христиана Андерсена. В комедии «Снежная королева» 2006 года, снятой режиссером Еленой Райской, была попытка адаптировать старый сюжет под реалии современной России, снизив градус фантастики и добавив специфического юмора и провокационности, характерной для смешения жанров. Поэтому некоторые зрители впоследствии недоумевали в отзывах: на кого рассчитан этот фильм? Если на детей, то не надо было вставлять откровенные сцены (правда, их очень мало), а если на взрослых, то им это попросту неинтересно.
И сейчас, на расстоянии прожитых с тех пор пятнадцати лет (страшно подумать!) я склоняюсь к мысли, что он все-таки предназначен для младшей аудитории. Показанной там откровенностью мало кого можно удивить и тем более шокировать, а вот его мимолетность, непритязательный юмор и молодежная тематика явно актуальнее для подростка. С годами же начинает тянуть к чему-то более глубокому, даже в канун праздников. Но как один из вариантов вылепить по новым лекалам историю, оставившую глубокий след в массовой культуре, он стоит рассмотрения.
В начале фильма две девушки — Наташа и Лена, актрисы камерного детского театра, играющие в «Снежной королеве» Герду и Кая, - рожают детей, которых им предстоит растить в одиночестве: парень Наташи убежденный холостяк, а любовник Лены глубоко женат на немолодой, но выгодной даме. Наташа называет своего сына Каем, а Лена из суеверия дает дочери имя Грета, но, как можно сразу догадаться, это не спасает молодых людей от последующей участи сказочных героев. Роман между подросшими Каем и Гретой не успевает толком развиться: молодой человек попадает в поле зрения роковой белокурой красавицы — поп-звезды Алины, одержимой карьерой и ради этого готовой идти по головам. Кто есть кто, вряд ли стоит объяснять, и дальше мы увидим и пожилую чету, в которой угадываются лесной ворон со своей женой-вороной, и молодожена, которого Грета принимает за Кая (в сказке это был принц), и шайку разбойников-наркодилеров, и злого тролля, и даже Северного Оленя — этот образ вышел, пожалуй, наиболее неожиданным и ярким.
Собственно, фильм завершается ровно так, как и должен согласно первоисточнику: Грета находит Кая, которого Алина увезла куда-то в провинцию, и растапливает его сердце с помощью песни. Коренных различий тут два: в сказке нет указаний на зарождение романтических чувств между героями, в то время как здесь они благополучно связывают свои судьбы. А кроме того, у Снежной королевы в киноверсии есть любящий муж, с которым она поссорилась, когда предпочла карьеру рождению ребенка. В финале он также находит жену, и можно предположить, что у них тоже все еще будет хорошо.
Ну и еще в фильме много шелухи - сложные истории у матерей главных героев, их встречи с бывшими возлюбленными спустя годы, пикантные однополые отношения между двумя артистами театра. В этих моментах сказка уже бросается в плоскость то банальной мелодрамы, то комедии на грани фола. С комичными элементами в фильме, надо сказать, обстоит весьма напряженно: даже в 2006 году они были устаревшими и смотрелись скучновато. Героиня выходит на сцену с огромным животом и прямо во время спектакля начинает рожать? Свежо и оригинально. Другая героиня напыщенно заявляет, что не будет рожать без мужа, а в следующем же кадре уже орет на родильном столе? Да кто бы мог подумать! Парень и девушка, назначенные друг другу судьбой, не имеют общих интересов и вообще с трудом друг друга терпят? А вы как хотели!
Словом, почти все, что не имеет отношения к основе Андерсена, представляет собой набор «мыльных» шаблонов, а ничего нового и своего авторы не придумали. Вернее, кое-что есть: линия с однополой парой Северного Оленя и Тролля, хотя, по-моему, их с таким же успехом можно было сделать просто бизнес-партнерами, один из которых бессовестный циник, а другой — в сущности хороший парень, но запутавшийся.
Но некоторые плюсы все же стоит отметить. Во-первых, и в-главных, это старание актеров — Евгения Дмитриева (Наташа), Регина Мянник (Лена), Иван Оганесян (отец Греты), Людмила Нильская в роли его супруги, а также эпизодические персонажи, вроде супругов-«воронов», Маленькой разбойницы и ее колоритной матери в исполнении Яны Поплавской, органично вписались в заданные амплуа и отыграли с искрой, они вызывают доверие и сочувствие к своим персонажам. И что особенно отрадно, авторы не скатились в полную патоку, нагородив в конце каждому герою по вагону идиллии, - в частности, мать Греты так и остается одна.
Зато на фоне второстепенных очень бледно и посредственно выглядят главные герои. Яна Райская в роли Греты явно получила эту роль по протекции матери-режиссера, и героиня вышла у нее неумной, грубой, конфликтной и добивающейся всего почти исключительно благодаря помощи людей, которые проникаются к ней ничем не объяснимой симпатией. К образу сказочной Герды она точно не имеет никакого отношения. Кай же в исполнении Стаса Эрдлея просто миловиден, а как герой — абсолютно пуст. И с чего авторы взяли, что этот персонаж непременно должен иметь модельную внешность? На мой взгляд, его бы стоило поменять местами с актером, сыгравшим роль «принца»-молодожена, вот там Эрдлей вписался бы идеально.
Не лучше выглядит и дуэт Снежной королевы с мужем. Прибалтийская актриса Агнесса Зелтыня попадает в образ исключительно благодаря «холодной», отстраненно-красивой внешности, с которой в данном амплуа и не нужно ничего играть, а Марат Башаров в роли незадачливого супруга откровенно отбывает время в кадре как приглашенная «звезда».
Лучше всех в этом фильме играет Виталий Альшанский в образе Северного Оленя. Его непретенциозное обаяние, какой-то уютный, добродушный юмор с ноткой грусти делает эту характерную роль главным источником положительных эмоций в этой весьма неоднозначной новогодней сказке, расширяя рамки банального ситкома и неожиданно привнося в него какой-то более глубокий смысл, чем «у всех все хорошо, всем спасибо, все свободны». Жаль, что за столько лет этот актер так и не обрел популярности, в отличие от того же Башарова, который уже пятнадцать лет назад играл спустя рукава.
Еще из плюсов необходимо отметить прекрасную музыку, написанную Аленой Свиридовой, - это очень нежные и какие-то подлинно новогодние мелодии, одновременно проникнутые и белой стужей, и разноцветным теплом домашнего семейного праздника. И вся зимняя атмосфера фильма получилась очень живой и ощутимой, в отличие от некоторых героев. Поэтому ознакомиться с этой вариацией знаменитой сказки не помешает, особенно в преддверии праздника. Но постоянное место в домашней видеотеке она, надо признать, вряд ли займет. На данный момент я ставлю «Снежной королеве» оценку «три», так как мою личную проверку временем она не прошла.