Противоположности – не противоречия, они дополнения
Противоположность великой истины – тоже истина
Н. Бор
В статье «Что такое информация» (см. журнал БИТ №2 2018) предпринята попытка еще раз показать сложность и многогранность понятия информация и в частности показать принципиальное отличие информации от данных. Информация определялась как отклонение, которое требует реакции или действия и это отклонение носит случайный характер. В этом смысле можно определить информацию как отражение свершившейся случайности. Представляется что такое определение в наибольшей степени отражает суть этой сложной категории, только через призму случайного можно понять ее глубину и противоречивость. Почему случайность, не потому что отсутствуют причинно- следственные связи, а из-за недостатка данных, мы не знаем всех фактов или событий, которые связывают и обусловливают наблюдаемое явление. Наконец не всегда есть стройная научная теория, которая способна объяснить эту взаимосвязь, полученная информация не вписывается в рамки существующих законов. Но это классическая трактовка случайности где можно говорить скорее о необъективной случайности, когда мы не можем определить причину из-за недостатка информации на данный момент. Это важно если мы рассматриваем понятие информация исходя из концепции причинно- следственной связи, когда причина содержит информацию о следствии(событии) и между ними обязательно должно быть взаимно однозначное соответствие. Такой подход еще раз заставляет вернутся к вопросу причинности и случайности в диалектическом материализме, который признает наличие объективной причинности и в тоже время предполагает существование объективной случайности, но здесь на лицо противоречие, ибо случайное это беспричинное. Такое противоречие может быть снято если говорить о необъективной случайности, о чем сказано выше, но как быть в случае объективной случайности, ведь в таком случае нарушается причинно-следственная связь, вернее разрывается цепочка связи и как это повлияет на причинно- следственную трактовку в теории информации. С появлением квантовой механики вопрос обострился так как одним из следствий которой является отказ от причинности. Хотя надо подчеркнуть, что споры на эту тему продолжаются и в этой дискуссии большинство ученых склоняются в пользу отказа. На практике, правда, мы исходим из наличия причинно-следственных связей.
Ученые говорят, что квантовая механика бросает вызов материалистическому взгляду на мир как минимум по отношению к человеческому разуму. И, возвращаясь, к причинности и случайности, признавая объективную случайность мы не можем в рамках диалектического материализма разрешить упомянутое противоречие, что и являться одним из вызовов. Разрешение его возможно только вне материализма, то есть, если в какой- то момент стать на рельсы идеализма можно легко объяснить отсутствие причинности. Но тут возникает вопрос. А допустим ли такой переход и совместимы ли эти мировоззренческие понятия? Классики марксизма - ленинизма доказывали, что ни о какой совместимости и речи быть не может, одно исключает другое. Думается такая критика идеализма, как и других течений в философии была вызвана не попыткой постичь истину, а скорее политическими соображениями, сводящимся к тому, что им надо было создать стройную научную теорию для обоснования социалистической революции, вооружить рабочий класс понимая, что без надежной теории не обойтись. Между тем, один из творцов квантовой механики Н. Бор открыл принцип дополнительности. Теория и практика подтверждают его верность и значимость и не только в физике, но и в других отраслях знаний. Тогда возникает естественное предположение - а нельзя ли его применить и собственно в философии, попытаться применить принцип дополнительности для изучения действительности, отказаться от односторонности в исследовании явлений и в целом окружающего мира. В таком случае, квантовая теория не отвергает материализм, а понуждает исследователей руководствоваться и материалистическими и идеалистическими догматами одновременно, в этом случае могла бы идти речь о дополняемости одной концепции другой, об их взаимном обогащении. Тем более еще задолго до этого были такие попытки, примером сопряжения материализма и идеализма может служить деизм. Наглядное единство позиций того и другого обнаруживается в решении вопроса познания мира, идеальное и материальное имеют диалектическую взаимосвязь, то есть с течением времени материальное становится причиной идеального, которое становится причиной нового материального состояния. К. Маркс говорил, что идеи становятся материальной силой если они овладевают массами. Известно, что чрезмерное одностороннее развитие теории приводит к превращению ее в догму. Догматический материализм в последующем развитии теории социализма в последние годы советской власти сыграл отрицательную роль, так как слабость научной теории и стала одной из причин неоправданного возврата к капитализму.
Таким образом попытка объединения платформ позволяет смягчить проблему причинности, во всяком случае для данного уровня состояния науки. В целом оставаясь на позиции причинно- следственных связей, мы не можем исключить беспричинность и на основе принципа дополнительности конкретно говорить о причинно- беспричинном понимании сущности явлений В этой паре причинность является рациональной стороной действительности, а сопряженная ей беспричинность - иррациональная сторона действительности. Объективный характер случайности обусловлен тем, что познание всегда идет от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глубоким закономерным связям, причем сущность неисчерпаема которая и определяет уровень объективной случайности. Постичь природу случайности это значит ответить на многие вопросы касающихся некоторых явлений и процессов на которые наука пока не дает ответа.
Исходя из этого, если мы ведем обработку, например, больших данных с целью поиска неизвестных ранее закономерностей и не можем выявить найти причину, это не свидетельствует о тупике в исследованиях. Ведь в случае данного подхода можно допустить, что ее просто не существует. Имеет место объективная случайность, здесь разрывается цепочка причинно- следственных связей. Это наводит на мысль в том числе о необходимости пересмотра связи между информацией в причине и следствии с точки зрения теории информации. Можно допустить, что причина не всегда полностью содержать информацию о следствии и между ними не обязательно должна быть взаимно однозначная связь. Нет причины и соответственно она не является первоначальным источником зарождения информации, теперь само событие является первоначальным источником информации. Уже нельзя утверждать, что вероятность - мера связи причины со следствием, причина как таковая отсутствует. Изучение причинности – случайности с точки зрения теории информации не только глубже раскрывает сущность информации, но и создает предпосылку к тому, что она может стать соединяющим звеном в материалистическом и идеалистическом понимании действительности. Здесь уместно привести слова идеалиста Д. Юма: «Случайность или безразличие существует только в нашем суждении, являясь следствием нашего неполного знания, но не находится в самих вещах, которые всегда одинаково необходимы». Да, может быть случайное это мера нашего незнания или невежества, но с другой стороны полное отрицание беспричинности было бы еще большим невежеством, помянуя о том, что нет ничего более убедительного чем то, что знания подлежат постоянному пересмотру.
Но не только в вопросе причинности и ее связи с теорией информации принцип дополнительности может быть применим. Не менее продуктивным и актуальным является вариант использования идей материализма и идеализма в их дополнительности и сочетании при исследованиях в медицине, особенно в психологии, в вопросах влияния человеческой мысли и сознания на внешний мир, в изучении собственно категории сознание, что очень актуально в свете создания искусственного интеллекта. Человеческий мозг является неиссякаемым генератором идей, именно поэтому исследования в этой сфере на основе принципа дополнительности крайне важны и думается здесь удастся получить максимальный результат. Сегодня мы живем не только в материальном мире, но и виртуальном(воображаемом), где действуют законы еще до конца не познанные нами. Человечество на пути к тому, что миром будут править идеи, знания, а не только материальный интерес.
Не мене интересен принцип и в изучении политико-экономических систем, применении для социально - экономического проектирования. В настоящее время крайне актуален вопрос построения нового общества, многие ученые говорят о так называемом смешанном. Современное общество не может смирится с расточительной, неэффективной и нестабильной экономикой, положением, когда неоправданная погоня за прибылью разрушает окружающую среду, что в результате угрожает будущему человечества. Но предложить приемлемую модель в рамках существующей рыночной концепции оказалось сложной задачей, разумеется оперирование как взаимно исключающими категориями капитализм - социализм не может дать ответа. Все попытки найти полное всеобъемлющее решение натыкаются в конечном счете на отсутствие экономической теории, которая стала бы научной основой построения нового общества свободного от вышеназванных проблем. Основой для такой теории мог бы стать принцип дополнительности, что означало бы проектирование нового общества, может быть того же смешанного, которое содержит в себе одновременно признаки и капитализма, и социализма. В этом случае рыночные отношения дополняются планированием, а конкуренция - взаимно выгодным сотрудничеством. При этом к планированию надо подходить тоже с учетом одного из постулатов квантовой механики - чем подробнее и точнее план, тем большая неопределенность его выполнения. В таком обществе решается проблема социального неравенства, для него характерны не только материальные критерии развития, но и духовные (кроме максимизации прибыли, ВВП, важен уровень знаний, отношение к природе, морально-этические устои и т п).
Один из важнейших вопросов теории управления - соотношение степени централизации и децентрализации. Принцип дополнительности требует сочетания и взаимного дополнения обоих начал. Практика показывает, что чрезмерная централизация неизбежно приведет к полной децентрализации и наоборот.
Думается дополнительность и двойственность применимы во многих сферах не только науки, но и на практике. Мы должны руководствоваться правилом - не только ИЛИ, а должны рассмотреть все варианты, и не как исключающие друг друга, а как дополнения, даже если они противоположны, то есть И. Однообразность и односторонность к которой мы часто прибегаем не позволяют найти правильные решения, они обедняет действительность. Казалось бы, какое это может иметь отношение к школьному образованию, а здесь очень актуален вопрос сочетания подачи знаний и обучение их применению на практике, уже со школьной скамьи ученик должен видеть пользу от получаемых знаний и уметь ими пользоваться, в определенном смысле необходим баланс теории и практики.
Вообще говоря, критический анализ явлений и процессов на основе дополнительности и соответствующее воздействие на них позволяет избежать превращения их в свою противоположность и подержать систему в состоянии динамического равновесия, тем самым достичь ее устойчивости.
В целом квантовая механика и все ее постулаты должны стать составной частью общей теории мироздания, мощным инструментом познания природы и постижения истины.