Найти тему
Елена Тарасенко

Скандальный театр интеллигентной молодёжи

Этюд-театр – театр интеллигентной молодёжи

Девятый сказочный сезон в разгаре. Спектакль «Мне моё солнышко больше не светит» - визитная карточка театра. Его можно смотреть несколько раз, так как он непрерывно меняется.

Под конец форума подзарядилась от творческой молодёжи. Напросилась на встречу в «Этюд-театр», как самый андеграундный и скандальный.

Фойе театра. Театр образовался в 2011 году из выпускников курса Вениамина Михайловича Фильштинского. Второе название Площадка 51 появилось пару лет назад, когда у ребят появилось помещение в бывшей мастерской №51 во дворе дома 9 на Большой Конюшенной улице.
Фойе театра. Театр образовался в 2011 году из выпускников курса Вениамина Михайловича Фильштинского. Второе название Площадка 51 появилось пару лет назад, когда у ребят появилось помещение в бывшей мастерской №51 во дворе дома 9 на Большой Конюшенной улице.
У театра давно образовался "свой" зритель, регулярно сюда приходящий. Моя коллега встретила здесь старого знакомого - капитана яхты, который сказал, что ходит только сюда.
У театра давно образовался "свой" зритель, регулярно сюда приходящий. Моя коллега встретила здесь старого знакомого - капитана яхты, который сказал, что ходит только сюда.

Ребята выбрали спектакль «Мне моё солнышко больше не светит», который написали режиссёры и актёры театра Алексей Забегин и Владимир Антипов в 2015-м для екатеринбургского Центра современной драматургии и там поставили, даже сами спели.

Почитала про тот спектакль: диван, упертый в стену, два друга на диване, длинный монолог о потерянных тапках. Думаете комедия? Ни-ни, разговор о важном и серьёзном, но не нарочитый, а так, походя, между смешными ситуациями. Успешный спектакль прогремел в театральных  кругах, получил много отзывов. А потом авторы пьесы подумали, почему бы не поставить у себя в Петербурге?

Во время спектакля. К сожалению темновато, но два кресла, в которых герои сидели почти всё время, хорошо видны
Во время спектакля. К сожалению темновато, но два кресла, в которых герои сидели почти всё время, хорошо видны

И снова нашумело, успех, и снова пресса отметила, да и вообще люд повалил. И слава скандального театра, которую старательно вербально поддерживают ребята, привлекает зрителя на Площадку 51.

Петербург город маленький, а потому, когда пришли в театр, естественно было встретить кого-нибудь из знакомых. Вот так сразу в фойе моя приятельница заметила знакомого капитана, на яхте которого в дальние страны плавала. Сказал, что частенько приходит и только сюда. На «Солнышке…» впервые. Ну, будем вместе впервые смотреть.

Про театр кое-что почитала загодя, смотрела «Кеды» несколько лет назад, тоже весьма успешный спектакль с Филиппом Дьячковым. Собственно потому и просила именно с Филиппом, которого, как нам сказали трудно застать в Петербурге, так как он много снимается в кино.

Оба автора пьесы Лёша Забегин и Вова Антипов, они же режиссеры спектакля играли этим вечером, а ещё, кроме упомянутого Филиппа Дьячкова, участвовали: Алексей Фролов, Андрей Панин, Вова Антипов, Маша Кудрявцева, Вера Параничева, Аня Литомина, Александр Лушин, Алишер Умаров, Александр Бянкин, Илья Амелин. Обязательно запомним эти имена, возможно потом гордиться будем, что заметили их с самого начала.

Фрагмент танцевальный
Фрагмент танцевальный

Лёша, Вова и такие же уменьшительные имена в программке почти у всех – не случайность, это стиль повествования. Как сказал Володя Антипов, сюжет пьесы навеян мультипликационным сериалом про молодых людей, сидящих у экрана телевизора и рассуждающих о том, что видят на экране. Пьеса не о 90-х, как написали где-то критики, она о тех, кто застрял в этом экранном и там остался.  О людях, потерявших ощущение времени и пространства, о людях, погружённых в безвременье. Неявная пародия на любителей сериалов, а потому, хоть и смеялась много вместе с залом на спектакле, волей неволей подумала, что и про меня. Ведь в 90-е просто цеплялась за бесконечный американский сериал «Скорая помощь» (ER), и не только из-за Дэвида Клуни, скорее потому, что эта, точно сформулированная медицинская драма тогда была для меня большей реальностью, чем  наша интеллигентская жизнь в 90-е, когда из всех моих высших образований полезным оказалось только умение шить.

Поклоны.  Все исполнители в кадре. С крыльями Вера Параничева, в клетчатой рубашке колоритная бомжиха.
Поклоны. Все исполнители в кадре. С крыльями Вера Параничева, в клетчатой рубашке колоритная бомжиха.

Возвращаясь к спектаклю - первое, за что похвалили актёров по окончании спектакля, прекрасная дикция. На что те скромно ответили «у нас были хорошие учителя» и с уважением стали перечислять фамилии. Рискнула высказать, что название Этюд-театр не является случайным, что это творческий метод театра, и спектакль «Солнышко…» можно трактовать как серию этюдов, которые можно менять их местами. Тут оживились,  категорически не согласились и возразили, что движение неуклонно идёт по нарастающей, что песни не связки эпизодов и разрядка между монологами героев, а глубоко продуманный ход. И ещё, мол, как это я не заметила любовную линию между героем Алексея Забегина и исполнительницей песен Аней Литоминой?

Кадр не многим лучше, для статьи в газету театр прислал хорошие фото
Кадр не многим лучше, для статьи в газету театр прислал хорошие фото

Аня Литомина и Александр Лушин всё время были на сцене, исполняя песни группы из Красноярска "Пес и группа" и адаптированные Володей Антиповым песни из репертуара некой американской группы. В несколько замедленном темпе прозвучал хит Дмитрия Маликова «Душа», ставший известным на пороге 2000-х в исполнении Натальи Ветлицкой. Строка из него и дала название спектаклю. Разумеется песни выбраны не просто так, они - часть действия. Аня Литомина – музыкант, актриса и солистка группы «Трипинадва» рассказала гам, что вместе с подругой Машей выступали на вечерах, сами писали репертуар, слова и музыку. Потом к ним присоединились инструменталисты – мужчины: барабанщик, басист, гитарист. Теперь это группа из двух девушек и четырёх молодых людей - «Трипинадва». Только что вышел их первый альбом «в цифре», а в интернете можно посмотреть клип «Кашка на молоке». 22 ноября состится концерт в Севкабеле.

Ещё пара персонажей была всё время на сцене – слова «от автора» говорил изысканный в белом костюме и галстуке-бабочке высокий стройный Алексей Фролов в паре с белоснежным ангелом Верой Параничевой. Как выяснилось позднее, Ангел-Вера не только актриса, но ещё и художник по костюмам, и продолжает искать свой идеальный облик. Ощущая движение времени и перемены в себе, она меняет костюм: всегда белый, но с голубыми носками и перевёрнутыми крыльями, с концами вверх, с такими  не полетаешь. Вера похвасталась тщательно подобранными  деталями костюма, показав, что продольные полоски на носках, совпадают с полосками на подошвах спортивных туфель и заметила, что зритель  (вроде нас), возможно, лишь подсознательно фиксирует эту важную для образа деталь. Тут не могла не спросить, как относится к переменам режиссёр. Алексей ничуть не возражая, с удовольствием рассказал, что это сюрпризы для него на каждом спектакле, и Вера меняет что-то в костюме почти всегда, а неземной красоты ангел-Вера добавила, что у «актёра должны быть маленькие секреты от режиссёра», потому что костюм должен актёру помогать, как вот эти облегающие забавные велосипедки. Алексей подчеркнул, что Вера не только актриса, но и режиссёр своей роли. Мы уже имели возможность оценить взрывной характер Веры на спектакле, когда этот поначалу такой изысканно сдержанный «ангел» взорвался энергичным топаньем, танцуя с бутылкой спиртного в руках. Захотелось назвать персонажа Веры ангелом с мефистофелинкой, а может и наоборот Мефистофелем в ангельском обличии. Кстати Вера сказала, что этот, показавшийся спонтанным,  танец они тщательно репетировали перед спектаклем, а яростное топанье естественно, раз об алкоголе речь, вот она и должна была танцевать как чертёнок. Недаром у этого ангела-чертёнка крылья вниз.

Не только комментатором событий  оказался и герой Алексея Фролова: в нужный момент он превратился в мага-психотерапевта на манер незабвенных телевизионных кудесников, заговаривавших всю замершую у экранов страну, заряжавших воду, запускавших сломанные часы и творивших всякие  чудеса, подаренные нам перестройкой. Столь же необычно превращались и другие персонажи-перевёртыши. Так, позвонив в дверь, хоть и неожиданно,  но вполне реалистично появились милиционеры (Алишер Умаров и Александр Бянкин), расследующие кражу по соседству. Но вот потом, по мере описания искусного снятия со стены плазменного телевизора картофелечисткой в квартире пенсионера, что живёт этажом ниже, при том, что денег вор не взял, а пенсионер прямо указал на Андрея, зритель начинал сомневаться в правдоподобии происходящего. И уж совсем фантастическим был вылет-уход этой пары, когда из под фуражки у одного из стражей порядка хлынули длинные волнистые волосы.

В квартире Андрея всё время кто-то появляется как бы ниоткуда.  Типичная бомжиха в исполнении Маши Кудрявцевой пронеслась яркой кометой, неожиданно сыпанув латынью на прощание. Как и все, кто забегал в квартиру Андрея, мгновенно, за секунду создавали яркий запоминающийся характер. Вызвал сочувствие  вихрем ворвавшийся, чтобы поздравить мифического Славика Вова Антипов, но перепутал улицы, даже районы города. Так хотелось ему помочь, ну просто искренне сыграл и как жаль, что мимо цели. Пока обсуждали с Володей эту сцену, Филипп Дьячков тихо скрылся, а мы как-то забыли спросить про густую чёрную бороду его героя Вадика, про толстинки-накладочки под спортивным костюмом для придания облика крутого качка «с райончика» и про надвинутую на глаза вязаную шапку. Правда о шапке потом прочла в отзывах, что до неё на Вадике была то ли кепочка, то ли панамка.  Всё это важно в театре, чутком к любым, в том числе костюма, деталям. Не успели спросить о многом отчасти потому, что думали-вспоминали его деда – замечательного актёра Театра имени Ленсовета Леонида Дьячкова, которого много раз видели в спектаклях в 70-е и не можем позабыть.

Филипп талантливый и востребованный актёр, имеющий на своём счету много наград за театральные работы и объёмный список киноролей. Наград много не только у Филиппа, практически все работы Этюд-театра засветились на фестивалях и отмечены многими  премиями.

В какой-то момент ребята ушли и, оставшись наедине с Верой и Аней, не удержалась, от вопроса как они совмещают театр с обычной жизнью. Вера постаралась объяснить, что в какой-то момент грань стёрлась и теперь это одна большая и целая нормальная её жизнь, и, если б не было театра, это было бы скорее не нормально. Спросила, в каких спектаклях занята, оказалось, что она ещё играет в театре «Приют комедианта».

В  спектакле несколько раз упоминается Газманов, что показалось мне странным, потому что хотя он продолжает успешно выступать и до сих пор появляется на эстраде, мелькает на экране, но всё же он - звезда прошлого. Газманов то снится Андрею, прикованному к своему креслу из-за вывихнутой ноги (костыли лежали  рядом с креслом и, как оказалось, это вовсе не театр и у Лёши действительно временная проблема с ногой), то фигурирует в увлекательных «сериальных» рассказах Вадика. Получается, что Газманов для них своего рода символ времени, а потому о нём и говорят.

Подтвердив мою догадку, что говорили текст не дословно, а допускают импровизации, сказали, что да, допускают, но сегодня импровизаций было меньше обычного. Старался избегать и «бил себя по рукам» сказал Филипп.

Во время спектакля постаралась запомнить темы баек Вадика. То он искушал Андрея историей про длительную страсть к некрасивой подруге девушки, в которую тот якобы по-настоящему влюблён, то с той же серьёзностью рассказывал историю с унитазом. Однако вывести Андрея из кажущегося оцепенения Вадику не удаётся. Наоборот, Андрей скептически упоминает новую работу Вадика, тем более, что бородатый увалень устроился в фирму торговать ножами. Потом появляется пара незнакомцев - коммивояжёров, предлагающих скучающим друзьям некий бредовый набор чего-то несусветного, и тут Вадик виртуозно продемонстрировал искусство рекламы.

Фотографии спектаклей в фойе театра
Фотографии спектаклей в фойе театра

Вот так ничем и заканчивается спектакль про бесконечный сериал бесед философов с Юго-Запада. Когда сказала это, Вера-ангел возмутилась, мол, как это ничем? Ведь о таких важных вопросах говорили они, о смысле жизни. «Ну и в чём он, смысл»,- спросила я. «Как это в чём», взвилась Вера, «меня спрашиваете? Если отвечу на этот вопрос - буду полной идиоткой, вам кажется, что на это можно вербально ответить?», я тоже не считаю себя безумной, а потому о смысле пусть рассуждает кто-нибудь другой,  мне было интересно, что же дальше, что в планах театра. Оказалось, будут ставить Мюнгхаузена, пьесу сами напишут и сами поставят. С нетерпением жду, что они придумают про обаятельного завирального романтика. Ещё в беседе упоминался спектакль курса Вениамина Михайловича Фильштинского «ТЕНЬ от церкви. БАБЫ. ЧЕХОВ», премьера 3 декабря. Это четверокурсники, которым предоставлена возможность сыграть на публику. Прочла на страничке театра слова мэтра, что «это очень плохое выражение – спектакль Вениамина Михайловича, спектакль никогда не принадлежит одному человеку, он делается командой. Актёрами …». Думается, что из всего, что я тут понаписала понятно -  в этом театре именно так. Здесь каждый спектакль делается командой и прежде всего актёрами, каждый из которых ещё и сам режиссёр своей роли.