Найти в Дзене
Доктор у руля

Расход топлива всегда можно снизить. Рекомендации, о которых помнят редко.

Большинство автомобилистов постоянно или эпизодически интересуются темой возможности экономии топлива при езде на машине, многие из них даже прилагают к этому различные по стоимости и эффективности усилия. Чаще речь идет об использовании качественного топлива, «хороших» расходных материалов (масла, свечи, фильтры), «эко» режиме в автомобиле, применении различных присадок, регулировке систем железного коня и т.п. Все вышеперечисленное влияет на расход в той или иной степени, но делается заранее, на перспективу, стоит денег и времени на выполнение.

Я же хочу осветить тему «экстренной» экономии, которая может потребоваться в такой момент, когда вы не уверены в достаточном количестве топлива в баке автомобиля и речь идет не о 10 и более не достающих литрах топлива, а о том, что вы можете «не дотянуть» до заправки совсем немного и при этом заправиться совсем негде. Впрочем, эти рекомендации могут пригодиться и при повседневной эксплуатации любой машины. Ниже приведу пример из личного опыта подчеркивающий, что той разницы, которая зависит именно от водителя (его навыков, настроения, имеющихся знаний по теме, а также элементарного умения рассчитать примерный остаток пути, который гарантированно вы сможете преодолеть при текущем расходе топлива), может хватить для успешного завершения пути до следующей АЗС.

Для всего этого нужно уметь определять количество оставшегося в баке бензина и знать текущий расход топлива вашего автомобиля. Я на своей машине могу это сделать с точностью до 2-3 литров (трудно точно сказать сколько осталось в баке, а вот сколько можно залить в бак на очередной заправке – очень точно). Для справки: точное измерение вместимости топливного бака возможно только при его осушении с последующим подсчетом залитого «под крышечку» топлива, но, например, у бака моего автомобиля даже сливного отверстия нет, поэтому такой вариант не применим, что вынуждает строить предположения с большой степенью вероятности. Многим известно, что на ряде автомобилей имеется функция подсчета оставшегося пути на реальном остатке топлива с учетом текущего его расхода (после этого пробега еще можно ехать, примерно 10-20 километров, но это на свой страх и риск, можно заглохнуть прямо в пути и попасть в ДТП или убить бензонасос из-за вашей безответственности и безграмотности). И это очень полезная и удобная подсказка, но у многих автомобилей нет такой функции в компьютере (у моего ее нет). Расчеты расхода и оставшегося пути на имеющемся в баке топливе я предлагаю, как пример для водителей как таких машин, так и в помощь владельцам автомобилей, в которых присутствует соответствующая опция.

Купив свой автомобиль, я за несколько попыток опытным путем определил, что электроника моей машины в пути зажигает лампу недостатка топлива примерно с остатком в баке на уровне 14-16 литров. Зная номинальную емкость бака модели машины, я располагал объемом бака (погрешность до 2-3 литров с учетом объема заливной горловины), он в совокупности оказался равным 60-63 литра. Еще раз уточню, что предположить точно остаток в баке сложно, но вот сколько израсходовано и, соответственно, можно заправить на АЗС – с точностью до одного литра. Изначальная заправка - до полного бака (имеется в виду под завязку, когда бензин видно в горловине) предполагает, что в бак можно залить больше, чем 60 литров (размер баков одинаковых машин так же может несколько отличаться от паспортного). Но не стоит так наполнять бак без необходимости, тем более летом и перед стоянкой на солнце – вероятны последствия (присутствует расширение и испарение топлива при нагреве). А непосредственно перед дальней дорогой очень даже можно и нужно.

Мелкая хитрость: обнуление счетчика километража пробега я делаю примерно через 10-20 километров после того, как залил полный бак (на практике в городе чаще всего заливаю бензин из канистры через воронку с фильтром, а на заправке имею под рукой пустую емкость для слива остатка, не вошедшего в бак, лично мне так удобно и нравится), что и дает мне вольность при желании заправить полный бак при очередной заправке в пределах точности до 2-3 литров (уже без наличия пустой емкости, например, в пути) и я ни разу не ошибался в подсчетах за 10 лет, спасибо точному японскому компьютеру.

Особенность моего (японского) автомобиля в том, что компьютер показывает данные о том, сколько километров можно проехать на 1 литре топлива, а не расход литров на 100 километров, как принято у нас в стране. Таким образом, для перевода этой величины в расход на 100 км. следует 100 разделить на этот показатель.

А тут все ясно и понятно, считать не нужно.
А тут все ясно и понятно, считать не нужно.

Пример: имеем показатель 10,9 (на 1 литре топлива автомобиль может проехать 10,9 км. пути) и, переводя на более привычные для нас термины, получаем текущий средний расход топлива 100:10,9=9,17 л/100 км.

Из личного опыта: лето, ясный день, автомобиль Toyota, двигатель 1,8 (132 л.с.), без багажника на крыше, в машине 4 человека и груз, на участке дороги ровный асфальт, бензин только АИ-92. В дальнем пути (более 4000 км. от дома) я точно рассчитал, что мне с запасом хватит топлива до очередной заправки, просто проскочил предыдущую на скорости и лень было останавливаться, возвращаться. Прибыв к месту заправки с еще не загоревшейся лампой минимума топлива я обнаружил, что заправка не работает по причине отсутствия электроэнергии по всему микрорайону. Ждать не определенное время желания не было. У меня было с собой 5 литров топлива (в дальнем пути всегда имею запас) и в баке оставалось примерно 20-23 литра (точнее не сказать). Расчет делался так: полная заправка до горловины = 60-63 литра в баке, вычесть расстояние от предыдущей заправки (561 км или 5,61 сотен километров) умноженное на средний расход топлива 7,2 л/100 км. Получаем: 7,2х5,61=40,39л. израсходовано. 63-40,39=22.61 л. В баке было примерно 20-23 литра бензина. Я гарантированно залил еще 5 литров и получилось 25-28 литров в наличии. Но всем известно, что бензин в баке полностью нельзя израсходовать (а попытка это сделать еще и опасна последствиями), поэтому считал тогда, что в моем распоряжении реально не 25-28 литров, а в лучшем случае 20-23. Таким образом, точно зная, что до очередной заправки расстояние по навигатору 288 км. относительно ровной дороги, а расчетный пробег с имеющимся запасом топлива по минимальным меркам в пределах (20:7,2= 2.77, т.е. 277 км., имелся расчетный дефицит около 10-11 км. пути), я принял решение в самом экономичном режиме двинуться в путь. Был риск не дотянуть до очередной заправки с десяток километров, но расчеты и идея еще снизить расход топлива в пути успокаивали. Действительно, если бы кто-то на моем месте проехал бы этот отрезок пути с обгонами, ускорениями и вообще динамично, то он бы рисковал, повысив расход топлива, не доехать до АЗС существенное расстояние (расход может быть 10 и более л/100 км. - это кто к какой манере вождения привык, и машина тут ни при чем). Я применил все те способы снижения расхода, которые мне известны и указаны в статье ниже. И это дало свои плоды. Успешно добравшись до места очередной заправки с давно и неподвижно «лежащей на лопатках»

Примерно так было...
Примерно так было...

стрелкой указателя уровня топлива и горящей лампой «низкий уровень топлива в баке», я заправился и, переведя дух, произвел текущие подсчеты. Оказалось, что на момент прибытия к заправке мне удалось расход топлива снизить с 7,2 до 6,5 л/100 км. (хороший показатель, да еще с грузом и 3 пассажирами на борту). Полагаю, что в основном на это повлиял исключительно экономичный стиль езды (правда ехать так было немного скучно, но оно того стоило), однако, не стоит принижать совокупное значение и всех остальных факторов. На долгожданной АЗС я заправил снова полный бак, пополнил 5-литровый запас.

Так ехать уже приятнее.
Так ехать уже приятнее.

По моим расчетам на момент заправки в баке оставался самый минимум (5-8 литров), дающий еще возможность ехать по горизонтальному участку дороги и не «угробить» при этом бензонасос. В такой ситуации лучше ориентироваться только на минимальное значение.

Моя вынужденная и экспериментальная экономия на отрезке в 288 км. составила: 7,2-6,5=0,7л. (это разница в расходе на 100 км.), умножаем 0,7л. на количество сотен километров пути (2,88) и получаем 0,7х2,88=2,016 литров бензина, что считаю значимым, когда речь шла о возможном дефиците пути пробега до АЗС в размере 10-25 километров.

Важно: расчеты показывают, что если бы у меня тогда с собой не было 5 литров запасного топлива, то без дозаправки добраться до очередной АЗС было бы не возможно. А так, применив известные меры для экономии, я получил этот шанс и воспользовался им в полной мере.

Рекомендую: в дальнем пути учитывайте расстояние до очередной АЗС, не допускайте снижения наполнения топливного бака ниже 50% от полного объема, держите при себе разумный запас топлива в канистре и пусть он не пригодится никогда так и оставшись в запасе.

Не стоит доводить поездку до таких показателей, не рискуйте.
Не стоит доводить поездку до таких показателей, не рискуйте.

А теперь пришло время поведать о тех известных, но часто не оцененных и забываемых хитростях, которые могут помочь снизить потребление топлива как вообще, так и в конкретный момент пути, в частности. Причем не требуется ни финансовых трат, ни заезда в автосервис, а только ваши знания и умение их применить.

С целью снижения расхода топлива в пути рекомендуется (для тех, кому это важно по той или иной причине):

1) Старайтесь ехать равномерно с «крейсерской» скоростью (скорость, при которой ваш автомобиль тратит по паспортным данным меньше всего топлива. Например, 90 км/час у многих автомобилей).

2) Не открывайте окна (создается дополнительное сопротивление движению). Понятно, что в жару мелкую щель во всех окнах лучше оставить.

3) Не устанавливайте на крыше груз и даже пустой багажник(создается дополнительное сопротивление движению). Снимите его временно при возможности, если установлен. Установленные на крыше различного вида багажники (плюс грузы на них) могут привести к перерасходу топлива до +10% от изначального при прочих равных условиях.

4) Резко не газуйте и не тормозите (совершение обгонов не желательно по этой же причине). При резком разгоне вы тратите топливо совсем не экономно, а при резком торможении вы не используете в полной мере то топливо, которое затратили на набор скорости, а это значит, что вы израсходовали его зря (частично).

5) Включите «режим экономии топлива», если таковой предусмотрен моделью автомобиля. Электроника поможет вам в экономии за счет заложенных алгоритмов.

6) Выключите дополнительные электроприборы, не влияющие на безопасность движения (или влияющие в малой степени – без включенных фар ехать по правилам нельзя и это так, но в некоторых ситуациях, в ясный день и исключительно аккуратно все же «можно»). Достаточно прожорливым считается кондиционер. Выключение их даст малую, пусть почти не заметную, но все же экономию.

7) Приведите в норму давление в шинах. На перерасход особенно влияет его понижение от нормы за счет увеличения сопротивления качению.

Я очень надеюсь, что приведенные в статье данные будут вам полезны.

Желаю удачи на дороге и в жизни.