Постепенно подходит к своему концу сложный 2020 год, но все тяготы и лишения, принесённые им, не станут отменой для очередного празднования Нового Года и Рождества. Мы наблюдаем, как коттеджи и коммуналки, проспекты и переулки, мегаполисы и деревни преображаются в ожидании главных зимних торжеств. И пусть для каждого из нас это станет приметой возвращения жизни в своё обычное русло.
Отличительной особенностью праздников (прежде всего Рождества) уже много столетий остаётся традиция украшения ели. Дерево может быть срублено в лесу или посажено в горшок задолго до наступления зимы. Часто новогодняя ёлка – вообще даже не дерево в привычном для нас смысле этого слова, а только конструкция из искусственных материалов. Однако, по сложившемуся обряду, она в любом случае должна встретить Новый Год в праздничном убранстве, украшенной гирляндами, бусами, шарами, мишурой.
Обычай наряжать ель настолько стар, что происхождение его до сих пор остаётся неизвестным. По одной из самых распространённых версий, обряд родился, когда святой Бонифаций рубил дуб Донара (древнегерманского бога), доказывая жителям средневековой Германии бессилие языческих богов. Когда исполинское дерево рухнуло, из окружавшей святого толпы раздался вопрос: «Какому же дереву мы теперь будем поклоняться?» Бонифаций указал на маленькую ёлку, уцелевшую после того, как она оказалась под мощными ветвями сокрушённого дуба. Вскоре для многих европейцев ель стала символом жизни и стремления к возвышенному, а жители разных стран начали приносить домой хвойные деревья, всячески украшая их перед Рождеством, одним из главных христианских праздников.
Конечно, ель ценна не только (и не столько) как новогоднее дерево, она часто служит топливом, строительным и поделочным материалом, сырьём для получения многих химических соединений, важных для разного рода отраслей промышленности. Насколько разнообразны роли данной древесной породы в жизни отдельно взятого человека и целого общества, настолько же велико число имён, присвоенных ели в разных языках нашей планеты.
Выяснить, как называют ель во всех уголках планеты, весьма сложно. Поэтому изучим её имена лишь в одной географически мелкой, но исторически значимой части света, на обширных пространствах которой распространились различные виды ели (прежде всего, ель европейская). Речь, очевидно, идёт о словах-носителях значения «ель» в языках Европы.
По первоначальному замыслу автора, итогом работы должна была стать картосхема, в которой были бы собраны все «европейские» названия ели, которые можно отыскать с помощью ресурсов всемирной паутины. Однако для ряда языков нашлось сразу несколько слов или словосочетаний, соответствующих выбранному значению, и разумно – ради того, чтобы избежать перегруженности одной картосхемы – разнести собранную информацию по нескольким. Все учтённые слова и словосочетания были разбиты на несколько групп по их изначальному смысловому содержанию и/или их происхождению, и для каждой такой группы строилась отдельная картосхема.
В современной Европе в естественных условиях произрастает три вида елей: ель европейская, ель сибирская и ель сербская (она же оморика). Область распространения двух последних видов в Европе довольно ограничена: ель сибирская встречается только в северных регионах скандинавских стран и России, а оморика растёт лишь в межгорных долинах Сербии. Поэтому автор счёл возможным отождествить друг с другом в целях данного исследования понятия «ель» (как «растение рода Picea») и «ель европейская» (как «растение вида Picea abies»).
Продолжение читайте здесь.