Найти тему

Выбор тембра инструмента при аранжировке

Копаться в нутре звука сложно, зато интересно. Photo by cottonbro from Pexels
Копаться в нутре звука сложно, зато интересно. Photo by cottonbro from Pexels

Когда первые навыки аранжировки приобретены, несколько песен написано и даже звукорежиссура становится чуть более понятна, настает время углубиться в процесс и понять, как сделать свои треки еще лучше.

И вот здесь обухом по голове бьет понятие тембра.

Тембр — характеристика звука, помогающая отличить одну и ту же ноту сыгранную на разных инструментах или спетую разными типами голоса

Иначе говоря — ты никогда не спутаешь звук пианино с губной гармошкой. И это понятно. А вот то, что тембр инструмента влияет на характер песни — эта мысль приходит не часто. Ну точнее интуитивно все это понимают, но задуматься и осознанно использовать это знание — вот наша ключевая цель.

  • Для начала попробуй проанализировать твои любимые треки. Какие инструменты используются в балладе? А в бодром рокешнике? А в среднетемповом хип-хопе? Посмотри на идею текста и как композитор передает ее посредством музыки.
  • Дальше выбор из чего будет состоять твоя песня? Если барабаны, то какие — электронный звук или живая установка? Бас так же — синтезатор или семплы (а может даже сам сыграешь на живой бас-гитаре). Изначальные характеристики звука очень сильно влияют на итог, потому что тембр на этапе постпродакшна изменить не получится.
  • Динамика и акценты — Сила удара по струнам или громкость голоса, внезапно, тоже влияют на тембральную окраску. Что мы хотим получить? Нежность? Агрессию? Танцевальную пульсацию? Длинные ноты раскрывают инструмент, но в то же время лишают его драйва, задора. Ну а тихий голос явно нежнее, чем крик.
  • Звуковысотность — тоже важный элемент, неплохо так меняющий тембр. И дело не только в тональности, которая может помочь передать то или иное настроение, но даже обычное транспонирование на октаву верх или вниз поможет инструменту лучше проявить себя, свой тембральный окрас. На цифровых инструментах это проверяется в момент, даже переписывать ничего не нужно — просто двигаем квадратики в piano roll'е.
  • Обработка — это уже вишенка на торте, но тоже важная. Ревербераторы, хорусы и дилеи дадут голосу объем, сатурация придаст яркости и сделает звук более собранным. Ну а компрессия с эквализацией немного скорректируют динамику и частотную наполненность, чтобы с точностью скальпеля получить тот самый, необходимый тебе звук.

Если ты хочешь быть на шаг впереди своих коллег — старайся и думать наперед. А чтобы знать, о чем думать — подписывайся на telegram канал "Записки Аранжировщика". И послушать подкаст «Слышь!». Там будет много ценной и простой инфо о музыке и всем прочем🙃