Во время нашей поездки в Грузию нам повезло побывать в гостях в маленьком городке Озургети. Районный городок, ничем особо не примечателен. С гор через него течет река Бжужа. Вот на неё, повыше в горы, мы и поехали на пикник.
Вокруг Озургети растут настоящие леса. Почти такие, к каким привыкли мы в средней полосе. С одной лишь разницей – они влажные и субтропические. Климат в этой местности вообще очень влажный. Поэтому, даже в конце лета здесь все зеленое и свежее.
Речка петляет, на берегу лежат огромные валуны. После побережья с жарой 36 градусов, в горах приятная прохлада. Мы залазим в холодную речку. Течение сильное и камни скользкие, но все равно купаться приятно.
За огромными валунами слышны звуки веселья другой кампании, но мы их не видим, как и они нас – повороты реки и камни в два человеческих роста разделили речку на приватные места для отдыха.
Всем так понравилось здесь, что начинаются разговоры о том, чтобы поставить палатку и остаться на ночь. Тем более, сегодня облачно, так может с утра будет солнце и удастся побродить по горам? Наш провожатый, Илья, смеется и отговаривает нас – ночевка может быть очень веселой. Оказывается ночью с гор спускаются волки и медведи, наверное – полакомиться остатками от пикников. Мы мгновенно передумываем – может они и туристами тоже захотят полакомиться.
Когда собираемся уезжать, выясняется, что Илья задумал показать нам одну местную достопримечательность – Шемокмедский монастырь. Отправляемся туда. На высокой горе над рекой расположены два пристроенных друг к другу храма и колокольня. Все это обнесено невысокой, не выше полутора метров, стеной.
Более старый храм построен в 12 веке. Второй храм, названный «Зарзма», построили в 16 веке, перед османским завоеванием. В нем перед приходом турок спрятали одну из наиболее ценных грузинских икон – «Преображение», датируемую 886 годом. Вместе с ней в монастыре были спрятаны ценнейшие летописи, повествующие об истории грузинской церкви и исторических событиях полутора тысячелетней давности.
Слово «Шемокмеди» переводится как «Творец». Странное дело – обычно монастыри называют либо по названию местности, либо по имени святого. Шемокмеди – исключение, он имеет собственное имя.
Но странности на этом не закончились. Подойдя к старому храму мы различили над входом изрядно стершиеся, но все ещё понятные символы.
Так как было уже темновато, а фотографировать пришлось только той техникой, что осталась жива, я обведу их для ясности. Рядышком над входом – звезда Давида, мальтийский крест и пятиконечная звезда. Вот такое непонятное соседство.
Заходим за храм и видим ещё один очень известный, но совершенно не уместный в христианском монастыре символ. На земле лежит плита, похоже, могильная.
На ней нет крестов, зато высечен борджгали – древний солярный символ Грузии и родственник славянским свастичным солярным символам. И у этого не семь лучей, как у более позднего и упрощенного, а все 12. Вот такие вот загадки!
Крепость Рабат в городе Ахалцихе
Две крепости на Южных рубежах Грузии.