Найти тему
Даруль Фикр

Битва у рва. Часть 3.

Оглавление

Битва у рва. Часть 1.

Битва у рва. Часть 2.

Отношение лицемеров к работе

Мусульмане вместе с Пророком ﷺ работали с большим усердием. Лицемеры же, в отличие от Пророка ﷺ и мусульман, всячески старались уклоняться от работы: ссылались на слабость, уходили к своим семьям без ведома Пророка ﷺ и без его разрешения. Мусульмане относились к делу совсем иначе: мусульманин при необходимости срочно удалиться по нужде, сообщал об этом Пророку ﷺ, просил у него разрешения (Пророк ﷺ на это давал свое согласие); после совершения своей крайней нужды, мусульманин возвращался к своей работе. Всевышний Аллах ниспослал об этих верующих следующие слова:

«Верующие — только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника. И когда они бывают вместе с ним в общем деле, то не уходят, пока не попросят у него позволения. Поистине, те, которые просят у тебя разрешения, это те, которые веруют в Аллаха и Его посланника. И когда они попросят у тебя разрешения для какого-нибудь их дела, то давай разрешение, кому хочешь из них, и проси для них прощения у Аллаха! Поистине, Аллах — прощающий, милостивый!» [1]

Нарушение договора племенем Курайза

Враг Аллаха Хуайй ибн Ахтаб ан-Надари пришел к Каабу ибн Асаду аль-Курази, который заключил договор с Пророком ﷺ и обязался перед ним от имени племени Курайза в том, что с их стороны не будут предприняты враждебные действия по отношению к нему и к мусульманам. Когда Кааб услышал Хуайя ибн Ахтаба, то закрыл перед ним дверь своего замка. Тот попросил разрешения войти. Но Кааб ему не открыл дверь. Тогда Хуайй крикнул:

«Горе тебе, о Кааб! Открой мне!»

Кааб ответил:

«Горе тебе, о Хуайй! Ты — человек злополучный. Я дал обязательство Мухаммаду и не нарушу заключенного между нами договора. Кроме верности данному слову и честности, я ничего другого с его стороны не видел».

Хуайй крикнул:

«Горе тебе! Открой мне, я хочу поговорить с тобой!»

Кааб отвечал:

«Я этого не сделаю!»

Хуайй сказал:

«Ей-богу, ты закрыл дверь своего замка передо мной потому, что ты боишься того, что я съем вместе с тобой твою кашу из муки грубого помола».

Он рассердил Kааба так, что тот открыл ему дверь. Хуайй сказал:

«Горе тебе, о Кааб! Я пришел к тебе с хорошей вестью с «морем полноводным». Я привел к тебе курайшитов — с их вождями и правителями. Я их расположил в том месте, где сходятся ручьи в Руме. Я привел к тебе племя Гатафан с вождями и правителями, расположил их на возвышенности Нукма — возле горы Ухуд. Они договорились со мной и обязались не уходить до тех пор, пока мы не уничтожим Мухаммада и тех, кто с ним».

Кааб ему ответил:

«Ты пришел ко мне, ей-богу, с дурной вестью и с пустыми облаками, уже излившими свои воды, которые сверкают и гремят, но в них ничего нет. Горе тебе, о Хуайй! Оставьте меня, я против него не пойду. Я от Мухаммада, кроме честности и верности своему слову, ничего не видел».

Хуайй продолжал уговаривать Кaаба и добился его согласия с тем условием, что Хуайи дает слово и обязательство: если курайшиты и племя Гатафан вернутся, не убив Мухаммада, он войдет вместе с Каабом в его замок и разделит вместе с ним его судьбу.

И нарушил Кааб ибн Асад свое обязательство, отказавшись от заключенного между ними и Пророком ﷺ договора.

Когда весть об этом дошла до Пророка ﷺ и мусульман, он послал Саада ибн Муаза, который был тогда главой племени аль-Аус, и Саада ибн Убаду ибн Дулайма, возглавлявшего тогда племя аль-Хазрадж, а вместе с ними Абдуллу ибн Раваху и Хаввата ибн Джубайра к племени Курайза. Пророк ﷺ сказал им:

«Идите и посмотрите: правда ли то, что дошло до меня об этих людях, или нет. Если — правда, то сообщите мне иносказательно, чтобы я понял, и не ослабляйте дух людей! А если они верны заключенному между нами договору, то громко сообщите об этом людям!»

Они отправились и, прийдя к племени Курайза, обнаружили, что положение оказалось хуже, чем им сообщили — курайзиты оскорбляли Пророка ﷺ, говоря:

«А кто такой Посланник Аллаха? Нет никакого договора и взаимного обязательства между нами и Мухаммадом».

Cаад ибн Муаз стал их бранить, а они — бранить Саада. А он был человеком вспыльчивым. Саад ибн Убада ему говорил:

«Перестань с ними ругаться. Между нами и ими больше, чем только ругань».

Потом Саад ибн Муаз и Саад ибн Убада, а также те, кто был вместе с ними, пришли к Посланнику Аллаха, поприветствовали его и сказали (иносказательно):

«Адаль и аль-Кара» (указывая на вероломство племен Адаль и аль-Кара, совершенное ими по отношению к Хубайба и его спутников в ар-Раджиа).

Пророк ﷺ произнес:

«Аллах превелик! Радуйтесь, о мусульмане!». [2]

[1] «Ан-Нур / Свет», 24:62

[2] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама и «Табакат» Ибн Саада