Сложно представить человека средних лет, кто не смотрел мультипликационную экранизацию о смелой и красивой девушке — Покахонтас из индейского племени. Оказывается эта история имела место в реальности и изменила многое в жизни племен. Историк Камилла Таунсенд отделяет факты от вымысла.
* * *
Покахонтас была любимой дочерью Поухатана, грозного правителя более 30 говорящих на алгонкинском языке племен в районе и его окрестностях, который ранние английские поселенцы называли Джеймстауном, штат Вирджиния. Спустя годы — после того, как никто не смог оспорить факты, — Джон Смит написал о том, как она, красивая дочь влиятельного местного вождя, спасла его, английского авантюриста, от казни своим отцом.
Это повествование о Покахонтас, отвернувшейся от своего народа и вступившей в союз с англичанами, тем самым найдя общий язык между двумя культурами, длилось веками. Но на самом деле жизнь Покахонтас сильно отличалась от того, как об этом говорит Смит или традиционная культура. Спорят даже: а спасла ли Покахонтас, 11-ти или 12-ти лет, торговца-солдата и исследователя, поскольку Смит мог неверно истолковать то, что на самом деле было ритуальной церемонией, или даже просто взял сказку из популярной шотландской баллады .
Теперь, спустя 400 лет после ее смерти, история настоящей Покахонтас наконец точно исследуется. В новом документальном фильме Smithsonian Channel «Покахонтас: за гранью мифа», авторы, историки, кураторы и представители племени Паманки из Вирджинии, потомков Покахонтас, предлагают свидетельские показания экспертов, чтобы нарисовать картину смелой колесах Покахонтас, которая выросла умной и смелой молодой женщиной, выступающей в качестве переводчика, посла и лидера в своем собственном праве перед лицом европейской власти.
Камилла Таунсенд, автор авторитетной книги «Покахонтас и дилемма Поухатана» и профессор истории Университета Рутгерса, фигурирующая в книге «По ту сторону мифа», рассказывает о том, почему история Покахонтас так долго искажалась и почему это правда. Наследие жизненно важно понять сегодня.
Как вы стали исследователем Покахонтас?
Я много лет была профессором истории американских индейцев. Я работала над проектом, сравнивая ранние отношения между колонизаторами и индейцами в Испанской Америке и Англии. Я думала, что смогу обратиться к чужим работам над Покахонтас, Джоном Смитом и Джоном Рольфом. О ней написаны действительно сотни книг за многие годы. Но когда я попыталась разобраться, то обнаружила, что большинство из них были полны чуши. Многие из них написаны людьми, не являющимися историками. Другие были историками, но специализировались в других вопросах и считали само собой разумеющимся, что если что-то повторялось несколько раз в произведениях других людей, это должно быть правдой. Когда я вернулась и посмотрела на действительно сохранившиеся документы того периода, поняла, что это не так.
Как вы отмечаете в документальном фильме, не только Дисней ошибается в своей истории. Это восходит к Джону Смиту, который позиционировал свои отношения как историю любви. Какие классовые и культурные факторы позволили этому мифу существовать?
История о том, что Покахонтас была по уши влюблена в Джона Смита, жила на протяжении многих поколений. Он сам упоминал об этом в колониальный период, как вы говорите. Потом он умер, но возродился снова после революции в начале 1800-х годов, когда мы действительно искали националистические истории. С тех пор он жил в той или иной форме, вплоть до диснеевского фильма и даже сегодня.
Я думаю, что причина его популярности — не среди коренных американцев, а среди людей доминирующей культуры — в том, что он нам очень лестен. По идее, это «хороший индиец». Она восхищается белым человеком, восхищается христианством, восхищается культурой, хочет иметь мир с этими людьми, желает жить с этими людьми, а не со своим собственным народом, выйти за него замуж, а не за своего соплеменника. Вся эта идея заставляет людей белой американской культуры хорошо относиться к нашей истории. Что мы не делали ничего плохого индейцам, а действительно помогали им, и «хорошие» это оценили.
В 1616 году Покахонтас, крещенная как «Ребекка» и вышедшая замуж за Джона Рольфа, уехала в Англию. Прежде чем она смогла вернуться в Вирджинию, она заболела. Она умерла в Англии, возможно, от пневмонии или туберкулеза, и была похоронена в церкви Святого Георгия 21 марта 1617 года (Смитсоновский канал).
В реальной жизни Покахонтас была членом племени памунки в Вирджинии. Как Памунки и другие местные жители рассказывают ее историю сегодня?
Это интересно. Вообще, до недавнего времени Покахонтас не была популярной фигурой среди коренных американцев. Когда я работал над книгой и, например, позвонил в Совет Вирджинии по делам индейцев, я получил ответ лишенный какой-либо конкретики. Коренные американцы в течение стольких лет так устали от восторженных белых людей, любящих Покахонтас, тогда как на самом деле они действительно любили историю об индейце, который фактически поклонялся белой культуре.
Я бы сказала, что недавно произошли изменения. По иронии судьбы, отчасти мне помог фильм Диснея. Несмотря на то, что он передал больше мифов, персонаж коренных американцев — это звезда — она главный герой, и она интересная, сильная и красивая, и поэтому молодые коренные американцы любят смотреть этот фильм. В реальности она была смелой девушкой, которая делала все возможное, чтобы помочь своему народу.