"Ну и сквалыга же он был, этот Скрудж! Вот уж кто умел выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать, вымогать… Умел, умел старый греховодник! Это был не человек, а кремень. Да, он был холоден и тверд, как кремень, и еще никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания. Скрытный, замкнутый, одинокий — он прятался как устрица в свою раковину. Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза".
Мне кажется, это самый узнаваемый персонаж Чарльза Диккенса и самая известная рождественская история.
История о том, как к богатому, но очень жадному, прижимистому мастеру Скруджу явились духи Рождества.
Святочный дух Прошлых лет - не давних, а тех, что "есть на памяти" - напомнил о детстве, когда хороший, добрый мальчик еще не был подвержен страшной болезни.
"Он был не один. Рядом с ним сидела прелестная молодая девушка в трауре. Слезы на ее ресницах сверкали в лучах исходившего от Духа сияния.
Ах, все это так мало значит для тебя теперь, — говорила она тихо. — Ты поклоняешься теперь иному божеству, и оно вытеснило меня из твоего сердца. Что ж, если оно сможет поддержать и утешить тебя, как хотела бы поддержать и утешить я, тогда, конечно, я не должна печалиться.
— Что это за божество, которое вытеснило тебя? — спросил Скрудж.
— Деньги.
— Нет справедливости на земле! — молвил Скрудж. — Беспощаднее всего казнит свет бедность, и не менее сурово — на словах, во всяком случае, — осуждает погоню за богатством".
Дух Нынешних Святок демонстрирует настоящее, а Будущих, естественно, возможное развитие жизненного пути. Именно что ВОЗМОЖНОЕ.
"— Жизненный путь человека, если неуклонно ему следовать, ведет к предопределенному концу, — произнес Скрудж. — Но если человек сойдет с этого пути, то и конец будет другим. Скажи, ведь так же может измениться и то, что ты показываешь мне сейчас?"
Скруджу была дарована возможность изменить свою жизнь и жизнь окружающих. А подобное реально только в Рождество. Может, в этом и заключается очарование всей истории?
Очарование, тем не менее, настолько сильное, что уже 150 лет это произведение неизменно читают, любят, по этой книге существует не одна экранизация.
Предлагаю посмотреть лучшие из них.
Например, мультфильм 1971 года по мотивам «Рождественской песни» был удостоен «Оскара» в номинации «Лучший анимационный фильм».
А в 1988 году была создана экранизация на современный лад «Новая рождественская сказка» (оригинальное название — «Скруджанутый»), где Билл Мюррей сыграл безжалостного и хладнокровного телемагната Фрэнка Кросса.
На мой субъективный взгляд, лучшая постановка, что называется классическая, - это фильм 1999 года "Духи Рождества" (режиссёр Дэвид Хью Джоунс). А Патрику Стюарту удалось настолько хорошо передать характер Скруджа, что по ходу фильма и забываешь, что это ожившая картинка, а не реальность.
Духи, хоть фильм снят в конце ПРОШЛОГО века, вполне себе качественны; атмосфера викторианской Англии завораживает; мрачный хоррор умело сменяет светлое праздничное настроение, и в целом остается очень приятное послевкусие.
Совсем неплохой получилась современная экранизация 2017 "Необыкновенная история на Рождество", снятая так, как стало популярно в последние пару лет: биографические факты из жизни Чарльза Диккенса (собственно, именно писатель и есть главный герой) переплетаются с сюжетом сочиненной им истории. Продумано многое, хороших сцен тоже достаточно. Например, эпизод, когда Диккенс проговаривает имена, подбирая нужную, правильно звучащую фамилию Скруджа. И как-то сразу становится ясным и его будущий характер, и развитие сюжета.
Очень трогательно показаны взаимоотношения с отцом, из-за неразумности и расточительности которого Чарльз в детстве пережил трагедию нищеты - отец окажется в работном доме. Когда же Диккенс станет знаменитым писателем, отец, чтобы прокормиться, будет продавать автографы сына, предварительно доставая их из мусора.
Биографические фильмы, достоверно-литературные, всегда значимы. И если снимать такое кино, то так, как это сделал режиссёр Бхарат Наллури.
После фильма остаётся лёгкое, приятное чувство ожидания праздника. Как, впрочем, и после чтения самой истории. Читайте или смотрите - получайте удовольствие!
"И Скрудж сдержал свое слово. Он сделал все, что обещал Бобу, и даже больше, куда больше. А Малютке Тиму, который, к слову сказать, вскоре совсем поправился, он был всегда вторым отцом. И таким он стал добрым другом, таким тароватым хозяином, и таким щедрым человеком, что наш славный старый город может им только гордиться. Да и не только наш — любой добрый старый город, или городишко, или селение в любом уголке нашей доброй старой земли. Кое-кто посмеивался над этим превращением, но Скрудж не обращал на них внимания — смейтесь на здоровье! Он был достаточно умен и знал, что так уж устроен мир, — всегда найдутся люди, готовые подвергнуть осмеянию доброе дело. Он понимал, что те, кто смеется, — слепы, и думал: пусть себе смеются, лишь бы не плакали! На сердце у него было весело и легко, и для него этого было вполне довольно".