В конце сезона нам выдавали зарплату. Я уже писал, что платили сущие копейки - в начале сезона за сбор 1 кг хлопка сорта "Ок" начислялось 5 копеек. При норме 50 кг я собирал 30 - 35 кг, а когда и меньше. В среднем в день было меньше 2 рублей. Но и в эти жалкие копейки взрослые умудрялись безжалостно "вклиниваться". Наш завхоз, он же табельщик, нормировщик, бухгалтер и кассир удерживал с нашей зарплаты по одному рублю в день за питание. Я долго думал и тогда и сейчас - кто ему позволил устанавливать свои цены на продукты питания? Во всех уголках Советского Союза, во всех магазинах, столовых, буфетах цены были абсолютно одинаковыми, за исключением рынков и ресторанов. Может, он раньше в ресторане работал, а потом выгнали? Или на рынке с весами "мухлевал" и что то пошло не так? Не знаю как на рынке, а вот с нашей зарплатой "мухлевать" - очень даже здорово у него получалось. Поясняю - один кусочек хлеба в столовой в то время стоил 1коп., я съедал 6 - 8 кусков на завтрак, плюс два стакана сладкого чая по три копейки. Выходит - 14 копеек. В обед то же самое. На ужин - тарелка супа плюс три хлеба - 14 - 22 копейки суп плюс 3 копейки за хлеб - итого 50 копеек за день. По 50 копеек "навара" в день с каждого "носа", и если взять для удобства расчёта 100 учеников старшеклассников, то даже за 10 дней выходит неплохая прибавка к зарплате. Мало того, он помимо этого "навара" высчитывал по одному рублю с "носа" за фартук, хотя фартук - это рабочий инвентарь и должен выдаваться бесплатно. Ещё был платёж за керосин - так же по одному рублю за месяц. По ценам тех лет, чтобы сжечь керосин на эту сумму, надо было, чтобы у каждого из нас был свой персональный фонарь "Летучая мышь" и горел он днём и ночью вечным огнём. Высчитывал ещё за что то, не помню за что - наверное, за электроэнергию от двигателя кинопередвижки, или вообще за просмотр фильмов - ну где ещё увидишь "неубиваемых фашистов"?
Скорее всего он с кем то делился. Потому что, если "проворачивать" такое в "одну харю" то в конце концов эта самая харя треснет. А у него была в целости и сохранности, по крайней мере на тот момент когда я уезжал оттуда в 1982 году. Мало того, ещё и лоснилась на солнце.
Но мы тогда, хоть и сильно сомневались, что "так надо", но всё таки верили взрослым. Особенно начальникам. а заместитель директора по хозяйственной части был для нас очень большим начальником. Больше чем министр народного образования и министр сельского хозяйства. потому что те были далеко, а этот рядом - одной рукой считает, другой выдаёт. Родители как то особо не вникали в наши расчёты - своих проблем хватало, да и наши копейки были им не нужны: заработал - твоё. И мы тратили их на свои нужды. Надо сказать, что ни "старшаки", ни их "шестёрки" никогда не посягали на эти деньги - это было "святое" - твоё, "кровно заработанное".
В общем, как в песне у Высоцкого: "Подсчитали, отобрали - за еду, туда - сюда..." и дальше, если в рифму: "и копейки нам отдали". И выходило у меня тогда, в 7 - 8 классе рублей 12 - 15 за сезон. Для и ребёнка и это - большие деньги. Можно было купить себе дорогую шариковую авторучку с тремя стержнями вместо 35 копеечной и обмотанной в двух местах изолентой. Ещё две - три грампластинки и камеру для велосипеда. Можно было сходить с другом в чайхану и на остатки купить настоящей узбекской самсы и под лимонад "Дюшес" отпраздновать окончание хлопкового сезона.
Были ли плюсы от такой трудовой практики? Несомненно, были. Навыки жизни вне дома очень потом пригодились в жизни. Повышалась физическая выносливость - помню, после первого ночного "марш броска" три дня потом "гудели" ноги. А после третьего - ничего, привык. Да и на формирование мировоззрения тоже всё это наверняка отразилось - ребёнок, проживший в такой вот экспедиции хотя бы один сезон, никогда уже не скажет дома: "Нет, суп я есть не буду - там лапша длинная, а я люблю короткую".
Но минусов, наверное, было больше. Самый главный минус - знания в полном объёме мы не получили. Хотя учителя и говорили тогда: "Кто хочет, тот самостоятельно наверстает". Но кто же в 14 - 17 лет захочет после выполнения всех заданных уроков ещё и корпеть над пропущенным материалом?
Поэтому, несмотря на помощь на экзаменах и хорошие оценки в аттестате, я вряд ли знаю алгебру и геометрию на твёрдую тройку. Тоже самое с химией и физикой. Ну, и английский язык - аналогично. Ну, что же поделать - "такова се ля ви". Или это уже французский? Извиняюсь за пробелы в знаниях - издержки административно - командной системы.
Да, а высшего образования никто из нашего класса так и не получил. Девчёнки "ушли" в пед. и мед. училища, а из парней лишь двое закончили техникумы. Остальные - водители, токари, сварщики. Один художник. Но не профессиональный - такой же как я писатель, наверное.
Подписывайтесь на канал, будет ещё интересное.
Всем добра!