Не так уж много дней осталось до Нового года. Ожидание его вызывает лёгкое волнение, так всегда бывает, когда преодолеваем некий рубеж, за который хочется взять из старого года всё хорошее и оставить там всё плохое. На пороге Нового года люди загадывают исполнение желаний. На протяжении веков сложились определённые традиции встречи Нового года, которые, как оказывается, своими корнями уходят в глубокую древность.
Наши далёкие предки воспринимали окружающий их мир в виде дерева, Мирового древа, у которого крона уходила в облака и заоблачный мир, корни - в мир мёртвых, а ствол – это окружающий человека мир. Отзвуки этого представления мы видим в русской сказке «Жерновки». Мужик по стволу поднимается на небо, где находит чудесные жернова, дающие ему и его семье обильную пищу. Если небеса благоприятствуют пахарю, то будет у него хороший урожай и обильная еда. И совсем не случайно в этой сказке присутствует петух, птица, связанная с солнцем. Легенды, мифы, связанные с Мировым древом отмечены у скандинавов, индийцев, индонезийцев, индейцев Северной и Южной Америки, китайцев. Кроме такого космического представления мира, многие народы почитали отдельные очень старые деревья и, в частности, те виды, которые приносили им наибольшую пользу. Надо помнить, что в те далёкие времена дерево давало тепло, свет, оружие, деревянной сохой пахали, давало дерево и пищу. На территории, где в настоящее время находится Германия, обитающие там племена почитали дуб, который давал желуди, идущие в пищу, и ель, вечнозелёное дерево, символ бессмертия. Скандинавы, славяне, финно-угорские народы почитали берёзу. В некоторых местах берёзу не рубили на дрова. До самой Троицы нельзя было сломать ни веточки с этого дерева, а вот на Троицу церкви украшали именно берёзовыми ветками. Так почему же ель стала символом Новогоднего праздника?
Вернёмся назад, в древние времена. Деревья людьми воспринимались как живые существа, способные ощущать боль, перемещаться с места на место, особенно в ночь на Купалу. Они могли творить добро, но могли и навредить человеку. Чтобы они были милостивы, их надо задобрить, принести подарки. Кельтские племена наряжали ель в день зимнего солнцестояния, точнее, на третий день после него, когда даже без особых астрономических приборов становилось заметно, что солнце начинает приподниматься вверх над горизонтом. Оно как бы вновь нарождается. Дома в эти дни украшали еловыми ветками, отгоняющими злых духов. Со временем ель стала символом Рождества, и уже не ветками, а деревцами стали украшать жилища. Петр I, посетив Европу в 1699 году, решил и в своей стране ввести такую традицию, но только ставили елки не на Рождество, а на Новый год. После смерти Петра обычай украшать дома ёлками исчез и возобновился только при правлении Екатерины II. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Горожанам это так понравился, что они стали устанавливать ёлки и в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.
Несмотря на все возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. Приверженцы русской старины видели в елке очередное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Серьезным противником ёлки как иноземного и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала Православная Церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях. Среди крестьян обычай наряжать ёлку приживался с трудом – это объясняется тем, что ель у древних славян была символом смерти. Так что у ели двойная символика. Елка, вечнозелёное растение – символ бессмертия и защитник от всякой нечестии - такое понимание пришло к нам из Европы, а противоположное понимание бытовало у славян. Если же не заострять на этом внимание, то от появления в нашем доме зелёной лесной красавицы ёлки и детям, и нам, взрослым, приносит больше радости, ведь она приходят к нам вместе с радостным новогодним праздником.