Найти тему
По Приуралью

Древние корни новогодней ёлки

Украшенная ёлка
Украшенная ёлка

Не так уж много дней осталось до Нового года. Ожидание его вызывает лёгкое волнение, так всегда бывает, когда преодолеваем некий рубеж, за который хочется взять из старого года всё хорошее и оставить там всё плохое. На пороге Нового года люди загадывают исполнение желаний. На протяжении веков сложились определённые традиции встречи Нового года, которые, как оказывается, своими корнями уходят в глубокую древность.

Наши далёкие предки воспринимали окружающий их мир в виде дерева, Мирового древа, у которого крона уходила в облака и заоблачный мир, корни - в мир мёртвых, а ствол – это окружающий человека мир. Отзвуки этого представления мы видим в русской сказке «Жерновки». Мужик по стволу поднимается на небо, где находит чудесные жернова, дающие ему и его семье обильную пищу. Если небеса благоприятствуют пахарю, то будет у него хороший урожай и обильная еда. И совсем не случайно в этой сказке присутствует петух, птица, связанная с солнцем. Легенды, мифы, связанные с Мировым древом отмечены у скандинавов, индийцев, индонезийцев, индейцев Северной и Южной Америки, китайцев. Кроме такого космического представления мира, многие народы почитали отдельные очень старые деревья и, в частности, те виды, которые приносили им наибольшую пользу. Надо помнить, что в те далёкие времена дерево давало тепло, свет, оружие, деревянной сохой пахали, давало дерево и пищу. На территории, где в настоящее время находится Германия, обитающие там племена почитали дуб, который давал желуди, идущие в пищу, и ель, вечнозелёное дерево, символ бессмертия. Скандинавы, славяне, финно-угорские народы почитали берёзу. В некоторых местах берёзу не рубили на дрова. До самой Троицы нельзя было сломать ни веточки с этого дерева, а вот на Троицу церкви украшали именно берёзовыми ветками. Так почему же ель стала символом Новогоднего праздника?

Вернёмся назад, в древние времена. Деревья людьми воспринимались как живые существа, способные ощущать боль, перемещаться с места на место, особенно в ночь на Купалу. Они могли творить добро, но могли и навредить человеку. Чтобы они были милостивы, их надо задобрить, принести подарки. Кельтские племена наряжали ель в день зимнего солнцестояния, точнее, на третий день после него, когда даже без особых астрономических приборов становилось заметно, что солнце начинает приподниматься вверх над горизонтом. Оно как бы вновь нарождается. Дома в эти дни украшали еловыми ветками, отгоняющими злых духов. Со временем ель стала символом Рождества, и уже не ветками, а деревцами стали украшать жилища. Петр I, посетив Европу в 1699 году, решил и в своей стране ввести такую традицию, но только ставили елки не на Рождество, а на Новый год. После смерти Петра обычай украшать дома ёлками исчез и возобновился только при правлении Екатерины II. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Горожанам это так понравился, что они стали устанавливать ёлки и в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.
Несмотря на все возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. Приверженцы русской старины видели в елке очередное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Серьезным противником ёлки как иноземного и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала Православная Церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях. Среди крестьян обычай наряжать ёлку приживался с трудом – это объясняется тем, что ель у древних славян была символом смерти. Так что у ели двойная символика. Елка, вечнозелёное растение – символ бессмертия и защитник от всякой нечестии - такое понимание пришло к нам из Европы, а противоположное понимание бытовало у славян. Если же не заострять на этом внимание, то от появления в нашем доме зелёной лесной красавицы ёлки и детям, и нам, взрослым, приносит больше радости, ведь она приходят к нам вместе с радостным новогодним праздником.

-2