Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Повторение пройденного: Denon PMA-970

Фото автора.
Фото автора.

...повторение пройденного - это некий анализ, проверка насколько усвоен материал изученный когда-то. Зачастую, с течением времени и расширением кругозора, меняются и выводы сделанные ранее: иногда незначительно, а порой кардинально. Вот и я решил проверить, изменилось ли что-то в моём восприятии спустя энное количество лет. Серия статей объединённых в рубрику «Повторение пройденного» - это переосмысление моих же материалов опубликованных на различных профильных сайтах в разные годы (данная «шапка» предваряет каждый материал из данного цикла, поэтому те, кто уже читал что-то из этой серии, первый абзац смело пропускайте).

Полный (интегральный) усилитель Denon PMA-970 один из двух винтажных усилителей из числа первых подобных аппаратов, оказавшихся в моих руках примерно в 2016-м году. С тех пор через мои руки прошло несколько десятков усилителей из 70-х, 80-х, 90-х годов ХХ века, то есть из «Золотой Эры Аудио»( поскольку почти все были достойные аппараты ), но отношение к первым конечно же особое.

Всё таки есть в аппаратах из того времени определённый шарм,какая-то чарующая магия. Фото моего усилителя, сделанное приятелем.
Всё таки есть в аппаратах из того времени определённый шарм,какая-то чарующая магия. Фото моего усилителя, сделанное приятелем.

Датой рождения модели Denon PMA-970 является год 1980-й, а вот до какого года модель продержалась на конвейере точно сказать не могу, но предполагаю, что достаточно долго ( например мой экземпляр был 1983 года выпуска).Всё таки это был флагман модельного ряда, а это всегда подразумевает некую стабильность, присутствие всех актуальных технологий на момент выхода. Чтобы ни технически ни морально изделие не устаревало так же быстро, как это происходит с моделями попроще: из более бюджетного сегмента. Но для начала вернёмся в год 1979-й.

В 1979 году начался выпуск легендарного двухблочника DENON PRA-2000/ POA-3000. Забегая вперёд скажу что данная модель выпускалась полтора десятилетия хотя и претерпела в течении этих лет значительные конструктивные изменения. Но лучшей до сих пор считается (и небезосновательно) именно первая версия. В своё время я получил информацию что PMA-970 это на самом деле всё те же PRA-2000/ POA-3000 только реализованные в одном корпусе. Но поскольку я к информации полученной неофициальными путями всегда относился по принципу: доверяй, но проверяй, то пришлось посетить официальный сайт компании Денон. Там эта информация нашла полное подтверждение которое я мог бы дословно процитировать в данном материале, но не буду этого делать лишь по эстетическим соображениям. Перевод ГУГЛа никогда не являлся образчиком стиля. Поэтому я уж лучше как нибудь своими словами.

В паре с проигрывателем CD Yamaha CD-2000.Фото автора.
В паре с проигрывателем CD Yamaha CD-2000.Фото автора.

Итак, Denon PMA-970. Встречают у нас по одёжке, поэтому с внешнего вида и начнём. Сказать что аппарат красив - не сказать в сущности ничего. Он роскошен поскольку сделан в те времена когда всё было настоящим. Если передняя панель выглядела алюминевой, то таковой и являлась (никакого крашенного пластика) , а если декоративные боковые накладки выглядели как покрытые натуральным шпоном который в свою очередь покрыт несколькими слоями лака, то будьте уверены - так оно и есть. Хотя в отношении последнего некоторые фирмы и лукавили: декоративные накладки оклеенные текстурной плёнкой я неоднократно встречал у топовых аппаратов и из той, «золотой», эпохи. Тактильные ощущения от нажатия кнопочек, переключения селекторов и вращения огромного регулятора громкости до сих пор ввергают неизбалованного пользователя в некую эйфорию, а желание переставить усилитель с одной полки на другую одаривает приятной физической нагрузкой ( вес усилителя 25 кг.) и, в какой то мере, компенсирует пропущенные занятия в тренажёрном зале. Давайте посмотрим из чего складывается столь немалый вес.

Фото моего усилителя, сделанное приятелем. Тыловая панель.
Фото моего усилителя, сделанное приятелем. Тыловая панель.

В первую очередь энерговооружённость, которой позавидует большинство современных аппаратов: огромный тороидальный трансформатор весом 8(!!!!!!)кг. Плюс два конденсатора по 33000 мкФ каждый. В итоге одно только это составляло треть веса усилителя. А взгляните в недра современного PMA-2500NE. Никаких тороидальных трансов вы там не увидите-по современным меркам это неоправданно дорого. А между тем этот самый PMA-2500NE стоит заметно больше двухсот тысяч рублей. Ну да ладно, зачем сравнивать то, что сравнению не подлежит ввиду большого разрыва в возрасте и во всём остальном. Вернёмся к "970-му". Функционально аппарат оснащён по стандартам того времени и я бы не стал заострять на этой оснащённости внимания не обнаружь некую «фишку» в процессе эксплуатации. Вообще то данной особенности я мог и вообще не обнаружить или проигнорировать оную, поскольку музыку в наушниках не слушаю почти никогда. Но я её пусть не сразу, но заметил, а заметив не преминул воспользоваться открывшимися возможностями. Если вы взглянете на переднюю панель усилителя то второй от левого края аппарата селектор озаглавлен как «Phones Impedance» и имеет четыре положения : off/low/hight/direct. Нечто подобное мне встречалось лишь однажды у предварительного усилителя Yamaha C-4. Не стану утверждать что подобной примочки нет ещё у каких то усилителей - вполне возможно, да даже наверняка есть, вот только я с такими пока не встречался. Но вернусь к наушникам. Как я уже говорил музыку я таким способом не слушаю, но несколько пар (пусть и недорогих) наушников у меня есть. Поочередно подключая эти наушники и перещёлкивая селектор выбора сопротивления я убедился что это работает, причём работает весьма эффективно. Во всяком случае никогда раньше ни одни из моих наушников ТАК не звучали. Что же касается звучания самого усилителя через акустические системы, то на момент первого знакомства которое состоялось достаточно давно, сравнить звук Денона напрямую удалось лишь с современным ламповым усилителем и лишь спустя некоторое время удалось параллельно послушать и оценить «одноклассников» Денона коими явились усилители Technics (SE-A5+SU-a6mk2), SONY (TA-F555ESL) и другие. Так вот в сравнении с «одноклассниками» Денон звучит…ну наверное «ровно» или «ровнее», а чтобы это понятие не вводило в заблуждение сразу попытаюсь прояснить ситуацию: Денон одинаково хорошо справляется с любым предлагаемым музыкальным материалом и не имеет ярко выраженных жанровых предпочтений тогда как и Техникс и Сони такие жанровые предпочтения высказывают. Да, на каких то композициях они звучат интересней чем Денон, а на каких то заметно проигрывают. Что предпочесть в такой ситуации каждый решает для себя сам. Но очевидным видится выбор Денона если Ваш музыкальный кругозор обширен , а сюрпризы(приятные и не очень) при воспроизведении вам не нужны. Но можно Денон и не пытаться сравнивать с чем либо ещё, поскольку он самодостаточен сам по себе.

А теперь взглянем ещё раз на переднюю панель усилителя.Конкретнее на селектор входов. Что же мы видим? А видим мы три кнопки прямого выбора источников : “aux”/”tuner”/”phone” и поворотный переключатель “tape I” и“tape II”. И нигде нет привычной нам надписи “CD”. А её и не могло быть - аппарат создан в доцифровую эпоху и первые компакт диски появились лишь через пару лет после начала производства данного усилителя.Что впрочем не мешает подключить CD/MD/DVD проигрыватель или другой источник цифрового сигнала к любому из имеющихся входов(естественно за исключением входа “Phone”). Получается что PMA-970 последний или один из последних усилительных «дредноутов» олицетворяющий собой уходящую эру аналогового звучания.Именно поэтому в своё время статью о данном усилителе,размещённую на сайте hiendmusic.ru я озоглавил как «Последний дредноут эскадры». Но это всё беллетристика и её наверное для данного материала достаточно. Далее следуют только сухие цифры:

【Усилитель мощности】

· Эффективная мощность: 100 Вт + 100 Вт

· Соотношение гармонических искажений: 0,003%

· Коэффициент интермодуляционных искажений: 0,002%

· Выходная полоса пропускания: 5 Гц - 100 кГц (0,01%)

· Демпинг фактор: 130 (1 кГц)

· Частотная характеристика: от 1 Гц до 200 кГц + 0 / -3 дБ

【Секция предусилителя】

· PHONO (MC): 200 pV / 100 Ω

· PHONO (MM): 2,5 мВ / 50 кОм

· TUNER, AUX, TAPE: 150 мВ / 30 кОм

· PHONO Максимально допустимый вход: (MC) 16 мВ, (MM) 300 мВ

· S / N: (PHONO MC) 75 дБ, (PHONOMM) 89 дБ, (TUNER, AUX, TAPE) 105 дБ

【Управление темброблоком】

· BASS: 100 Гц ± 8 дБ

· TREBLE: 10 кГц ± 8 дБ

· Громкость: 100 Гц 9 дБ, 10 кГц 5 дБ

· Отключение: -20 дБ

· Низкий фильтр: 20 Гц - 6 дБ / окт.

· Потребляемая мощность(номинальная): 305 Вт

· Внешние размеры: 470 × 164 × 445 (мм)

· Вес: 25 кг

Помимо прочего много всяких технических особенностей в которых мне, как гуманитарию по своей сути, разобраться непросто. Но я попытаюсь. Во-первых чисто «Деноновский» взгляд на работу усилителя в классе «А». Конечно здесь нет того «чистого» класса «А» с низким КПД и огромным тепловыделением - тут какая-то своя разработка или разновидность. Во-вторых отсутствие проходных конденсаторов в сигнальном тракте, в-третьих: никаких микросхем - только специально подобранные дискретные элементы с минимальным разбросом параметров (уровень аппарата подразумевал именно такой подход). Четвёртая особенность данного усилителя заключалась в прямом усилении постоянного тока, без малейшего изменения звука во всех входных каскадах-применении ДВОЙНОГО токового зеркала на полевых транзисторах.Существовало и «в-пятых», и «в-шестых», и «в-десятых»,но думаю  и так понятно что флагманские модели и сейчас не разрабатываются «для галочки», а уж в пору «великих аудиосвершений» это тем более было немыслимым.

Вот такой вот интересный аппарат и такие вот воспоминания о временах, когда он был моим.

Конечно же,как и любой разумный человек я понимаю что владение возрастными аппаратами это некая лотерея.Может  Вам повезёт и изделие прослужит Вам верой и правдой ещё какое-то(возможно что и длительное)время. А возможно что уже завтра потребует дорогостоящего ремонта. Но ведь и у современных флагманских усилителей есть один, но существенный минус: цена. И именно из-за этого позволить себе такие аппараты могут немногие. Но так было всегда. Думаете в начале 80-х тот же РМА-970 был доступен всем? Да как бы не так. 200 000 иен тогда это очень серъёзная сумма в долларах, а зарплаты в начале 80-х были в разы меньше сегодняшних (надеюсь все поняли что речь о мировом рынке, а не о советско-российском). Поэтому до сих пор и популярны аппараты из прошлого. Многие покупая такой аппарат просто пытаются таким образом реализовать мечты юности. Но на самом деле это в какой-то степени самообман. Пусть даже аппарат будет таким же, каким он был 40 лет назад, то есть идеальным косметически и полностью исправным технически. Ну предположим. Но мы то уже совсем другие. Вот что надо учитывать. И, тем не менее, если все эти приобретения (старого или нового-не важно) приносят положительные эмоции, то пусть будут. А иначе в чём же смысл?

Фото автора.
Фото автора.