Его следует отличать от настоящего времени на -yor и от будущего времени на -ır. Оно обозначает действие как длительный непрерывный процесс, происходящий не только в момент речи или вообще, а в течение длительного времени.
Употребляется это время преимущественно в публицистике.
Показателем его является сложный двухвариантный аффикс –makta, за которым следуют личные аффиксы первой группы.
Модель образования настоящего длительного времени
Ben yazmaktayım
Sen yazmaktasın
O yazmaktadır
Biz yazmaktayız
Siz yazmaktasınız
Onlar yazmaktadırlar
Ударение падает на последний слог основы времени, то есть на аффикс местного падежа.
Отрицательная и вопросительная форма настоящего длительног времени образуется по общему правилу, например:
Ben yazmamaktayım
Stn yazmamaktasın
Ben yazmakta mıyım?
Приведем несколько примеров:
Türkiyenin nüfusunun yüzde 25 şehirlerde yaşamaktadır
25% населения Турции проживает в городах
Nüfusunun yüzde 92 Türkçe konuşmaktadır
92% населения говорит на турецком языке
Nüfusunun yüzde 15 okuyup yazmak bilmektedir
15% населения не умеют читать и писать
Прошедшее длительное время
Оно образуется путем присоединения к основе настоящего длительного времени вспомогательного глагола i-mek в прошедшем времени idi. Оно обозначает действие как непрерывный процесс, протекавший в прошлом в течение длительного отрезка времени.
Как и настоящее длительное время, оно тоже употребляется в публицистике.
Примеры:
1917 yılında önce Rusyada 20 milyondan fazla küçük çiftlik bulunmakta idi
До 1917 года в России имелось свыше 20 миллионов мелких хозяйств
Rusyanın sınayı istihsali dünya sınayi istihsalinin yüzde 3 ünü teşkil etmektedir
Промышленное производство России составляло 3% мирового промышленного производства