Найти тему
Литература и ветер

Комедия Фонвизина "Недоросль" и ее всеми любимые отрицательные персонажи

Митрофан в исполнении актера Игоря Ляха. В оформлении публикации использованы кадры из фильма-спектакля "Недоросль" (1987).
Митрофан в исполнении актера Игоря Ляха. В оформлении публикации использованы кадры из фильма-спектакля "Недоросль" (1987).

Система образов

Согласно законам, по которым создавалось произведение классицизма, действующие лица комедии разделены на героев отрицательных и положительных. Госпожа Простакова, Простаков, Скотинин, Митрофан – отрицательные герои. Стародум, Софья, Милон, Правдин – положительные. Во главе отрицательных действующих лиц стоит госпожа Простакова (все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносятся с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын»). Во главе положительных героев – Стародум, герой-резонёр, то есть герой, выражающий взгляды самого автора. В отличие от подробно, почти реалистически обрисованных отрицательных персонажей положительные герои изображены автором схематично, по законам литературы классицизма.

Отрицательные персонажи

Госпожа Простакова – олицетворение "злонравия" в комедии, невежественная, неграмотная, несправедливая, властная, жестокая и жадная помещица. Своих слуг она привыкла грабить и оскорблять, преступный произвол, применение телесного наказания по отношению к крепостным считает обычным явлением. «Я холопям потакать не намерена», – говорит она.

Поборами недальновидная, не понимающая, что следует делать вложения в хозяйство и заботиться о людях, госпожа Простакова довела своих крестьян до разорения («С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем»), по-видимому, плохо кормит слуг (об этом говорят учителя). Она грубо и несправедливо отчитывает портного Тришку, пожилую няню Митрофана Еремеевну, преданно прослужившую семье сорок лет. Обращаясь к ним, помещица употребляет бранные слова: «воровская харя», «скот», «бестия», «старая ведьма», «собачья… дочь». Упоминанием о побоях крепостных комедия как начинается, так и заканчивается: в экспозиции хозяйка велит наказать (высечь) Тришку, в финале, когда проваливается ее план обвенчать Софью с Митрофаном, обещает до смерти прибить домашних слуг.

Госпожа Простакова требует, чтобы не только крепостные, но и члены семьи подчинялись ее воле, не терпит, когда ей прекословят. Взявшись надзирать за деревнями родственницы-сироты Софьи, героиня обирает девушку. Помещица контролирует жизнь Софьи, интересуясь ее письмами. Задумав выдать девушку замуж без ее ведома сначала за Скотинина, а потом за Митрофана, Простакова снова идет на преступный произвол. Наконец, отстаивая свои интересы, она способна вступить в потасовку. Например, героиня набрасывается на своего брата Скотинина, конкурирующего с Митрофаном за возможность выгодно жениться ("вцепилась в зашеину", "загривок немного пронозила"), иногда побивает мужа.

Госпожа Простакова: "Без наук люди живут и жили".
Госпожа Простакова: "Без наук люди живут и жили".

Вместе с тем Простакова показана героиней более сложной, чем обычные персонажи классицизма. Эта, казалось бы, ограниченная, бесчеловечная собственница, по словам Правдина, «презлая фурия» оказывается любящей матерью, хотя любовь ее также неоднозначна. Это чувство примитивное, бессознательное, эгоистичное, замкнутое на самом себе. Слепое материнское обожание (как говорят сегодня, гиперопека) идет Митрофану во вред: юноша растет несамостоятельным, безответственным, самодовольным. Любовь Простаковой к сыну напоминает животный инстинкт ("Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?"). Именно ради «друга сердечного» Митрофанушки героиня нарушает нормы приличия и вынашивает преступный замысел: она вступает в потасовку со Скотининым, готовит похищение Софьи.

Безумная любовь к сыну и доводит героиню до несчастья (в финале об этом говорит Правдин), становится и виной ее, и бедой. Помещица наказывает себя сама. Если первое наказание Простаковой, постигшее ее в развязке, заключается в том, что ее имение берут под опеку государства, то второе и главное ее наказание – в том, что от нее отказывается Митрофан. Если первое наказание носит внешний характер, то второе связано с разрушением внутренних основ всей ее жизни, посвященной сыну. В финале героиня действительно страдает, и из-за этого ее образ выглядит смягченным.

Госпожа Простакова склонна к лицемерию, хитра, умеет приспосабливаться к обстоятельствам, по-разному ведет себя в различных ситуациях. Так, она заискивает перед Милоном, чтобы его солдаты не тронули ее имение, перед Стародумом и ставшей богатой наследницей Софьей.

Неоднозначны и взгляды помещицы на обучение. Если ее отец был категорически против обучения и воплощал собой воинствующее невежество, говоря: «…Прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов (иностранцев), и не будь тот Скотинин, который чему-нибудь учиться захочет!», - то госпожа Простакова понимает, что «ныне век другой» и без образования не прожить: «Робенок-то, не выучась, поезжай-ка в Петербург; скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я и боюсь».

Однако ценность как образования, так и нахождения на государственной службе героиня видит не в развитии ума, не в возможности служить отечеству, а в личном обогащении. Необходимость учиться, находиться на службе она воспринимает как какую-то злую напасть, неприятную повинность, жалея своего сына: «…Пока Митрофанушка еще в недорослях, пота (надо) его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится».

Госпожа Простакова стремится доказать, что «без наук люди живут и жили». Глядя вокруг, помещица убеждается, что люди добиваются высоких чинов не с помощью образования, а с помощью родственных связей: «Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность». Например, родственники Простаковых добивались высоких чинов, ничего особого не делая: «Как кому счастье на роду написано… Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?»

Героиня отстаивает узкоэгоистические, имущественные интересы, в чем также выражаются ее невежество, непросвещенность, "злонравие".

Скотинин: "Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду". Простаков: "То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь".
Скотинин: "Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду". Простаков: "То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь".

Простаков – помещик, муж выступающей в роли главы семьи госпожи Простаковой, человек слабохарактерный и трусливый, невежественный и неграмотный. Вялый, безликий образ Простакова почти полностью заслонен энергичным, ярким образом его жены. Помещик не имеет своего мнения, во всем соглашается с супругой: «При твоих глазах мои ничего не видят». Он побаивается крутого нрава жены и даже ее побоев (вспомним сон Митрофана о том, как матушка изволила бить батюшку и реплику Простакова, что сон в руку). Простаков не оказывает влияния на своего сына, незаслуженно хвалит его, желая сделать приятное жене: «То-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын».

Тарас Скотинин – помещик, брат госпожи Простаковой, живущий в одном из соседних имений и во многом похожий на свою сестру (по его выражению, «одного помёту») – такой же невежественный, неграмотный, грубый, самодовольный, жадный, проявляющий в отношениях с крепостными жестокость и произвол. «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата», – похваляется герой. Скотинин труслив и двуличен: прямого столкновения с соседями-помещиками, наносящими урон его имению, он предпочитает избегать, а возмещения всех убытков требует от своих же крестьян. Помещик славится тем, что мастерски собирает оброк. «Сколько меня соседи не обижали, сколько убытку не делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток… сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду», – говорит он.

Скотинин расчетлив, лишен духовного начала, что проявляется в его желании жениться на Софье без ее согласия. Низменная, животная натура героя выражается в его пристрастии к свиньям. Зоологизм, расчеловечивание (сравнение персонажа со «скотом», свиньей, разновидность гротеска) – один из основных приемов, помогающий создать образ Скотинина. Герой соотносит со свиньями себя, свою будущую жену, называет поросятами своих будущих детей: "Я и своих поросят завести хочу", "...Коли у меня теперь... для каждой свинки клевок (хлев) особливый, то жене найду светёлку (небольшую комнату)".

Показательно, что когда-то герой, сын "воеводы", «служивал в гвардии» и вышел в отставку в звании капрала. Возникает вопрос: что делал этот утративший человеческое персонаж в армии, как служил отечеству? Небольшая деталь заставляет нас задуматься о несовершенстве всей государственной системы.

Митрофан: "Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться".
Митрофан: "Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться".

Митрофан (от греч. «матерью данный») – недоросль (молодой дворянин), сын Простаковых, которому пошел шестнадцатый год. Это отъявленный лентяй, неуч, невежда: занимается с учителями вот уже четвертый год, но мало чему научился и не идет вперед, повторяя «зады» (пройденное). Самые простые учебные задания ставят героя в тупик, его занятия с учителями Цыфиркиным, Кутейкиным и Вральманом изображены комически. Когда Митрофана «экзаменует» перед Стародумом чиновник Правдин, выявляется полное отсутствие у недоросля знаний: например, юноша считает, что дверь – имя прилагательное, «потому что она приложена к своему месту», не имеет понятия ни об истории, ни о географии (Вральман и Митрофан заставляют рассказывать себе истории скотницу Хавронью, а о географии Митрофанушка такого же мнения, как и его мать: считает науку о земле ненужной, потому что «извозчики на что ж?»).

Дома великовозрастный герой не имеет почти никаких обязанностей. Он любит сытно поесть, сбегать на голубятню. До сих пор, как маленького ребенка, его опекают мать и старая кормилица Еремеевна. Подобно самкам животных, защищающим свое потомство, женщины готовы на самые отчаянные поступки, если кто-то осмелится обидеть «дитя». Митрофан растет эгоистичным, избалованным, капризным. Он груб в обращении с няней и учителями, использует бранные слова (Еремеевну называет «старой хрычовкой», отставного сержанта Цыфиркина, учителя математики, - «гарнизонной крысой»).

Несмотря на то что интересы юноши отстаивает его мать, а сам он почти бездействует, герой не менее расчетлив, хитер, склонен к лицемерию и личной выгоде, чем госпожа Простакова. Вместе со своими родственниками герой с показным радушием представляется богатому Стародуму, понимает всю выгоду своей женитьбы на Софье.

В финале комедии, смекнув, что обстоятельства резко изменились - мать лишилась всего, - Митрофан не долго думая отказывается от нее и равнодушно соглашается поступить на службу в армию.

«Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться», - эта реплика Митрофана стала нетленной, вошла в наш культурный код. И речь, думаю, не столько об обаянии зла, сколько о самоиронии наших людей. Однозначно: ленивый и нагловатый Митрофан, гиперопекающая и деспотичная "я же мать", как уже давно у нас выражаются, госпожа Простакова - это тёмная сторона нас самих, узнаваемые, правдоподобные и поэтому любимые нами герои.

В следующих публикациях о "Недоросле" речь пойдет о положительных героях, второстепенных и внесценических персонажах, о художественных приемах в комедии.

Публикации о комедии

Комедия Фонвизина "Недоросль": история создания, черты классицизма и реализма, сюжет

Краткое содержание комедии Фонвизина "Недоросль"

"Недоросль" Фонвизина: положительные персонажи, вера в общественный идеал

"Недоросль" Фонвизина: второстепенные персонажи, художественные приёмы

Сдам ЕГЭ по литературе: вопросы для самопроверки и тест по комедии "Недоросль"

Примеры сочинений в формате ЕГЭ по комедии Фонвизина "Недоросль" (задания 5, 6, 12)

_________

Список статей канала со ссылками облегчит вам работу!

По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц