Найти тему
Начиная всё сначала

Стоит ли нам заменить школьную пятибалльную систему оценивания другой, или не так уж она и плоха?

Частенько появляются предложения, которые предлагают сменить нынешнюю пятибалльную систему на более современную, честную и прогрессивную. Хорошо, допустим, есть системы лучше (может быть), но в чём именно проблема с нынешней пятибалльной системой, из-за чего её хотят так сильно поменять?

Источник news.myseldon.com/ru
Источник news.myseldon.com/ru

Прежде чем переходить к проблемам самой системы, сперва кратко рассмотрим оценки и поймём, за что и почему они сейчас выставляются. Итак...

Пятёрка она и есть пятёрка. В теории, критерии её выставления самые простые и понятные: как минимум, ученик сделал задание полностью и без ошибок. Как максимум, ответил ещё и на дополнительные вопросы. Самая любимая оценка родителей и чиновников из отдела образования.

Хотя бытует распространённое мнение, что за нынешнюю пятёрку лет тридцать назад поставили бы максимум тройку, но сегодня мы оставим этот вопрос на потом.

Четвёрка. Тут уже сложнее. Вроде бы должна выставляться тогда, когда ученик сделал задание правильно, но с одной или двумя несущественными ошибками. На деле же, четвёрку можно натянуть если не на всё, то на очень многое, было бы желание. Но всё же четвёрку ставить относительно просто, так как её ставят в тех случаях, когда ученик более или менее хорошо владеет материалом.

Тройка. В теории, используется тогда, когда ученик задание решил, но с грубыми ошибками. На практике же это самая универсальная оценка из всех. У ученика только половина правильных ответов? Тройка. Домашнее задание выполнено, но списано? Тройка. Ученик ничего не делал круглый год, но его родители — спонсоры школа? Правильно, три. Круглый двоечник или «ребёнок с особенностями» раз за четверть буркнул нечто невразумительное и это можно принять за ответ? Ну, хоть что-то, конечно три! Ученик что-то там понаписал совершенно непонятного и нечитабельного? Тоже тройка.

Хотя написание работы нечитабельными каракулями считается полным неуважением к учителю, но частенько учителям приходится закрывать на это глаза. Причина — скандалы от родителей с аргументами: «Мой ребёнок все решил правильно, и почерк у него не плохой, это его индивидуальная особенность. А вот учитель вы никудышный, раз не можете разобрать написанное. За что вам вообще платят?»

Двойка. Вроде бы выставляется за те задания, которые ученик задание делал, но сделал его неправильно. На деле же, двойка это самая проблемная и ныне отмирающая отметка. Как единица, которой фактически уже не существует. Я думаю, что ещё лет 5-10 та же судьба постигнет и двойки. За четверти, триместры и за год двойки уже практически перестали выставлять.

Сейчас двойки, как минимум в журнале, уже стали редкостью. Источник vk.com
Сейчас двойки, как минимум в журнале, уже стали редкостью. Источник vk.com

А вот в те моменты, когда ученик не сделал вообще ничего, начинаешь жалеть, что уже нет единицы: чтобы получить ту же двойку, ученик что-то делал и прикладывал усилия, но он всё равно получит всю ту же оценку, как и тот, кто вообще ничего не сделал на уроке или дома. Эти два примера, честно говоря, не равнозначны. Первый ученик прикладывал хоть какие-то усилия и (возможно) даже старался, а во втором случае даже палец о палец не ударили. Ситуации разные, а оценка одна. Вот ко второму случаю и подошла бы единица.

Двойка тоже оценка и её тоже надо заработать, но так как единицы у нас нет, то её место и заняла двойка.

Так что, как видите, порой поставить правильную оценку ученику это не всегда простая задача.

Так является ли пятибалльная система сама по себе неэффективной? Не думаю. Более или менее чёткие критерии выставления оценок есть, но имеется проблема с их выставлением. Пятибалльная система практически превратилась в трёхбалльную, а до этого — в четырёхбалльную. Сперва избавились от единицы, сейчас активно избавляются от двоек. Пройдёт ещё немного времени, и очередь дойдёт до троек.

Замени пятибалльную систему хоть десятибалльной, или даже стобалльной, всё равно учителя не будут выставлять те баллы, которые примерно идентичны нынешним двойкам или старым единицам. Почему это сейчас происходит, думаю, объяснять не нужно. О скандалах с родителями, рейтингах школ и требованиях чиновников наверняка слышали все, кто, прямо или косвенно, связан с образованием.

Так что не сама по себе пятибалльная система плохая, к такому её состоянию довели изменения во всём нашем образовании за последние несколько десятилетий. Если заменить нынешнюю систему оценивания любой другой, то её будет ждать абсолютно та же судьба, как и нынешнюю.

Если понравилась статья, то ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал! Спасибо за уделённое время, удачного Вам дня!