В Части Первой мы разобрали элементарный пример из детской книжки по экономике.
Повторим некоторые предположения без изменений.
Средний американский рабочий может производить 500 стульев в месяц. Средний канадский рабочий может производить 450.
Альтернативно, американский рабочий может производить 200 телевизоров в месяц, а канадский рабочий может производит 100.
Ключевым аргументом теории сравнительного преимущества является то, что если обе страны производят оба продукта, то суммарное производство меньше, чем если каждая страна специализируется на том, что у неё получается относительно лучше.
Действительно, когда обе страны производят и тот и другой продукт, их совокупный результат составит 190 000 стульев и 90 000 телевизоров в месяц.
Если же каждая из двух стран специализируется на производстве чего-либо одного, то совокупный выпуск будет больше:
При той же самой производительности труда суммарный объем производства теперь 100 000 телевизоров вместо 90 000 и 225 000 стульев вместо 190 000.
Однако опять тут что-то не так.
Что-то нам подсказывает, что телевизор вообще-то дороже стула.
Допустим, телевизор стоит 1000 долларов, а стул - 100 долларов. Повторим выкладки снова, только теперь подсчитаем выпуск не в единицах продукции, а в долларах.
И опять, при той же самой производительности те же самые 500 американских рабочих плюс 500 канадских рабочих теперь выпускают продукции на 122,5 миллиона долларов после специализации против 109 миллионов долларов до специализации.
Однако что мы видим. Хотя суммарное производство и благосостояние у двух "торговых партнёров" выросло, этот рост произошёл за счёт того, что повышение благосостояния американцев (100 миллионов против 70 миллионов, или плюс 30 миллионов долларов) больше, чем понижение благосостояния канадцев (22,5 миллиона против 39 миллионов, или минус 16,5 миллионов долларов). Или, если посмотреть с другой стороны, у нас произошла индустриализация Штатов и деиндустриализация (примитивизация) Канады. Опустил своих канадских союзников наш американский экономист!
Ну и урок любителям "встраиваться в глобальные цепочки создания добавленной стоимости". Не все звенья в этих цепочках одинаковы!