Найти тему

Начало Крымской войны. Дунайска кампания русской армии. 1853 год.

Действия 8-ми канонерских лодок на буксире пароходов Ординарец и Прут, против турецкой крепости Исакчи 11 октября 1853 года. Литография. Российская империя, 1858 год.
Действия 8-ми канонерских лодок на буксире пароходов Ординарец и Прут, против турецкой крепости Исакчи 11 октября 1853 года. Литография. Российская империя, 1858 год.

Добрый день, пользователи Дзена, сегодня мы поговорим о военных действиях Крымской войны в 1853 году.

Захватив в 1853 году Молдавию и Валахию, Россия официально объявила войну Турции, тем самым став потенциальным агрессором в глазах французской и английской общественности.

Намереваясь разгромить Русскую императорскую армию на Балканах, правительства Британии и Второй империи начали активно использовать Турцию в этом конфликте.

Пользуясь возможностью беспрепятственного сосредоточения превосходящих сил на Дунае, Турецкая армия надеялась нанести тяжёлое поражение России. Собственные вооружённые силы правительства Англии и Франции намеревались ввести позднее.

Сосредоточив 150-ти тысячную армию на Дунае, правительство Османской Империи 26 сентября 1853 выдвинуло России ультиматум с требование вывод её войск из княжеств Молдавии и Валахии.

Осознавая, что Турецкая армия не представляет угрозы, Николай I проигнорировал ультиматум. Император понимал, что без сторонней помощи Турция не представляет угрозы для России, так как кампания 1828-29 гг. доказала, что Русская армия может без особых сложностей дойти до Константинополя.

В это время, не дожидаясь сроков окончания ультиматума, 4 октября турецкое правительство объявило России войну и приказало своим войскам начать боевые действия.

В это время Русская армия, рассредоточенная вдоль Дуная, насчитывала около 82-х тысяч человек, то есть почти в два раза меньше чем турок. Это давало турецкой армии возможность разбить отряды противника по частям.

Однако турецкий главнокомандующий генерал Омер-паша и его англо-французские советники не сумели правильно организовать наступление. Вместо сосредоточения войска на направлении главного удара, турецкие командиры, желая повсюду сохранить превосходство в силах, растянули свою Румелийскую армию на широком фронте, тем самым намного ослабили силу ее удара.

Турецкая армия начала военные действия с нападения на русские заставы, стараясь разузнать численность и расположение сил русской армии. Затем большой отряд турок переправился через Дунай у самой границы Валахии с Сербией, где не было русских войск, и беспрепятственно занял город Калафат, превратив его в укрепленный лагерь. Чтобы не допустить такой же переправы и на другом фланге, Горчаков приказал двинуть вверх по Дунаю русскую речную флотилию. 23 октября турки попытались преградить дорогу судам флотилии артиллерийским огнем из крепости Исакча, но потерпели неудачу. Меткими ответными выстрелами русские артиллеристы подбили большую часть вражеских орудий и подожгли лагерь турецких войск. Дунайская флотилия выполнила, таким образом, поставленную перед ней задачу, прикрыв левый фланг расположения русских войск.

Потерпев неудачу на левом фланге, Омер-Паша решил сосредоточить крупные силы в центре для нанесения удара по столице Валахии - Бухаресте. 2 ноября 10-ти тысячный турецкий отряд переправился через Дунай и занял сильно укрепленную позицию у села Ольтеница. Узнав об этом, командир ближайшего русского отряда генерал Данненберг, не проведя должной разведки, решил сбросить турок в Дунай собственными силами, хотя в его распоряжении было всего около 6-ти тысяч человек.

4 ноября отряд Данненберга, после небольшой артиллерийской подготовки, начал атаку. В результате ответного огня турок русские колонны, в которых наступала пехота, понесли большие потери, но не отступили. Благодаря стойкости, передовые шеренги наступавших достигли вала турецких укреплений, вызвав панику среди их защитников. Но командир отряд, узнав о больших потерях во время атаки, дал приказ отходить. Пехотные батальоны вынуждены были отойти на исходные позиции. Через несколько дней, опасаясь новой атаки русских, которые были усилены подошедшими подкреплениями, Омер-паша поспешил отвести остатки своего войска обратно за Дунай.

Ещё одно поражение Румельская армия понесла в районе Калафата. 15 ноября свыше двух тысяч турок переправились через Дунай у села Турно, угрожая русским отрядам, готовившимся к штурму Калафата, обходом с тыла. Подоспевшие к месту высадки десанта казачьи сотни, которыми командовал подполковник Шапошников, заманив противника в засаду, стремительно обрушились на него со всех сторон. Турки обратились бегство, хотя их силы по крайней мере впятеро превосходили таковые у казаков.

30 ноября у села Расту турецкий кавалерийский полк, так же переправившийся через Дунай, атаковал стоявшую в дозоре казачью сотню, под командованием хорунжего Крохина. Отступая, Крохин предупредил находившуюся поблизости казачью сотню под командованием есаула Афанасьева о нападение. Скрытно подойдя к противнику сзади, сотня Афанасьева атаковала турок с тыла. Узнав об этом, Крохин повернул на врага и своих казаков. Турецкий кавалерийский полк был разбит.

Понеся поражения в боях под Турно и Расту, Ахмет-паша, командовавший войсками в городе Калафата, почти целый месяц не решался на новое наступление, подтягивая к себе всё новые резервы, пока, наконец, не довел численность своих сил до 20 тысяч человек. Примерно в это же время разведка получила точные сведения о силах русских. Ему докладывали, что против него стоят лагерями в 25–30 км друг от друга три русских пехотных полка, усиленные кавалерией и артиллерией, численностью до 2 тысяч человек каждый. Таким образом, 20-тысячный турецкий отряд, обладая значительным численным превосходством, мог выйти в тыл главным силам Горчакова, расположенным у Бухареста.

31 декабря Ахмет-паша попытался разгромить силами своей конницы Тобольский пехотный полк, стоявший в селе Четати (к северу от Калафата). Турки внезапно ворвались в село, но попали под перекрестный огонь стрелков, рассыпавшихся за плетнями пехотинцев. Затем передние ряды атаковавших были встречены картечью замаскированных орудий, и стремительная контратака тобольцев обратила противника в беспорядочное бегство.

1853 год подошёл к концу и закончился успехом русского оружия в борьбе с турками.