Здравствуйте. Продолжая публиковать отрывки из книги «Экономическая диктатура и экономическая демократия», понемногу буду знакомить вас с автором Мисбахом И.А.
За первый научный труд «Фонд. Заметки к критике политической экономии социализма» его отчислили из аспирантуры Казанского государственного университета.
В 1971 году на курсах повышения квалификации преподавателей общественных наук при Московском институте народного хозяйства им. Плеханова его научный руководитель профессор Л.И.Абалкин, ознакомившись с «Фондом», посоветовал этой темой не заниматься.
В 1972-1986гг. Мисбах был преподавателем кафедры политэкономии Московского института нефтехимической и газовой промышленности им. И.М.Губкина.
Из Главы 2, озаглавленной как «ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРЫХ НЕ БЫЛО»:
…Советская бюрократия, по всему видать, надеялась, что присоединится к дележу мировой прибавочной стоимости сразу же, как, совершив контрреволюционный переворот, станет финансовой олигархией. Вспомним, как Россия рвалась в ВТО, в Евросоюз и даже в НАТО.
Однако «цивилизованные» страны, и прежде всего Соединенные Штаты Америки, помогали разваливать Советский Союз и вернуть вновь образовавшиеся государства в капитализм вовсе не для того, чтобы допустить их к дележу мировой прибавочной стоимости, а напротив, для того, чтобы поставить в один ряд с теми странами, из которых они давно выкачивают прибавочную стоимость.
Все страны на постсоветском пространстве, включая и Россию, сразу же попались в сети неоколониальной зависимости и эксплуатации. А российская финансовая олигархия в своем безудержном стремлении к обогащению уподобилась той щуке, что хватает рыбу, попавшую в сети, не замечая того, что и сама уже в этих сетях.
Она присваивает через новоявленный класс капиталистов 15/16 труда россиян, оставляя им в виде заработной платы лишь 1/16, и тут же вынуждена уступить значительную часть этой прибавочной стоимости транснациональным корпорациям (из так называемого «цивилизованного мира») посредством неэквивалентного обмена.
Неэквивалентный обмен – одна из основных форм современного неоколониализма – держится на, казалось бы, таком справедливом законе стоимости, суть которого, если очень коротко, состоит в том, что товары обмениваются как равные стоимости. И во всемирном масштабе он действует точно так же, как и в пределах национальных границ.
То есть, в выигрыше оказываются те производители, чьи товары произведены с наименьшими затратами труда и в относительно наибольшем количестве. Монополии стран современного империализма, называющие себя цивилизованным миром, обладая суперсовершенными технологиями, то есть суперсовершенными средствами производства, поставляют на мировые рынки товары, содержащие меньшие национальные стоимости по сравнению с национальными стоимостями товаров, поставляемых остальным миром.
Но так как сумма мировых сумм равна сумме мировых стоимостей, и так как мировой покупатель платит среднюю мировую цену, это позволяет монополиям разорить и вытеснить конкурентов с мировых рынков. Захватив таким образом мировые рынки, монополии сокращают поставки и создают искусственный дефицит; мировые цены взлетают выше стоимостей и монополии получают монополистическую сверхприбыль.
Громадный разрыв между высоким уровнем производительности труда в империалистических странах и низким в остальном мире, и коммерческая тайна, препятствующая сокращению этого разрыва, позволяют им присваивать большую часть созданной во всем мире прибавочной стоимости. И маленьким кусочком этого «пирога» повышать доходы трудящихся с тем, чтобы стимулировать дальнейший технический и технологический прогресс у себя. Повышая, таким образом, степень эксплуатации трудящихся и увеличивая производство относительной прибавочной стоимости под воркование буржуазной пропаганды о капитализме с человеческим лицом.
…Суть дела в том, что быстро совершенствующийся капитал создает спрос на столь же быстро совершенствующуюся рабочую силу. Иначе говоря, нужны многочисленные кадры, способные создавать новую технику, новые технологии, новые более совершенные рабочие места. И нужны более многочисленные кадры, способные занять эти рабочие места и производить высокотехнологичную продукцию.
Значит, трудящиеся должны постоянно учиться и переучиваться, чтобы их рабочая сила соответствовала изменяющимся и возрастающим требованиям. А для этого они должны располагать достаточно большим свободным временем, которого у них пока что нет. И не предвидится до тех пор, пока господа в Думе и правительстве не решатся подтянуть минимальную заработную плату. Причем, подтянуть не до прожиточного минимума, а до минимально достойного уровня, при котором народ не будет вынужден удлинять свое рабочее время, чтобы как-то сводить концы с концами.
(Продолжение следует).