Найти в Дзене
О модном теле

Королева, умершая от оспы

Оспа на протяжении веков была бедой, всегда ходившей рядом. Заболеть ею и умереть мог каждый от короля до нищего. В эпоху до изобретения первых прививок от этой болезни умирало огромное количество людей, по преимуществу, в детстве. Но случалось, что ею заражались во взрослом возрасте. Английской королеве Марии II пришлось столкнуться с характерными высыпаниями на руках в тридцать два года.

Портрет Марии кисти Питера Лели, написанный, когда принцесса уже была замужем
Портрет Марии кисти Питера Лели, написанный, когда принцесса уже была замужем

Дочь Якова II и жена Вильгельма Оранского взошла на престол, как соправительница мужа после скандала, связанного с родами своей матери. Царствование Марии было коротким, всего пять лет. Она не смогла исполнить своей главный долг - дать стране наследника. Её единственная беременность закончилась выкидышем задолго до восшествия на престол. В остальном это была высокая, энергичная женщина в хорошей физической форме, любившая длительные пешие прогулки. Предполагалось, то это правление продлится достаточно долго.

Всё изменилось в одночасье. В декабре 1694 года утром королева обнаружила у себя на руках высыпания, известные каждому её современников. Не нужно было даже посылать за врачом, это была оспа. Понимая, насколько она заразна, Мария отослала из Кенсингтонского дворца всех, кто не болел, и всех, у кого не было признаков болезни.

Изображение Вильгельма III и Марии II на потолке одного из помещений Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче
Изображение Вильгельма III и Марии II на потолке одного из помещений Королевского военно-морского колледжа в Гринвиче

За неделю, которая оставалась ей, Мария II привела в порядок все дела, велела оплатить полностью все свои счета и приготовилась к смерти. К ней были допущены только самые близкие люди, включая мужа. Эти семь дней король Англии Вильгельм Оранский провел на соломенном матрасе для слуг в углу спальни жены, не желая расставаться с ней ни на миг. Предполагалось, если он заболеет, то ляжет в постель жены, если нет, то всю обстановку спальни сожгут. Сохранились его письма, написанные в разные дни этой страшной недели:

В самом начале: «Что же мне делать, ведь я так ее люблю, Если я ее потеряю, жизнь моя кончена».

В конце: «от того, насколько я был счастливым… теперь стану самым несчастным существом на земле».

Болезнь обошла Вильгельма стороной, он прожил ещё восемь лет и больше не женился. Это был редкий пример супружеской любви и преданности. Гораздо больший, чем слезы на могиле. Ведь в наследнике Вильгельм нуждался ни чуть, ни меньше, чем Генрих VIII

P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!