Найти тему

Перспективное место поиска металлоискателем

Как сложно бывает разглядеть перспективное место поиска, если под рукой только спутниковые карты и ничего более. Даже если ты самый крутой специалист и знаток всех этих современных программ, всё-таки нужны и другие источники.

Вспомнился один случай.

Ведь место было слишком сложно увидеть на снимках со спутника, много времени прошло с тех пор, как эту небольшую деревню покинул последний житель. Впервые на эти руины мы поехали лет семь назад. И да, тогда место я определила с помощью программы Google Earth, но перед этим хорошенько проштудировала названия населенных пунктов на старом рисунке местности XVI века. Случайно увидела этот рисунок на стене в одном очень богатом доме. С разрешения хозяев сделала фото и уже дома сравнила, какие деревни и города существуют в наши дни, а каких на современных картах и след простыл. Зная многие привычки и обычаи населения тех времен, плюс особенности горной местности, чисто логически вычислила приблизительное место той небольшой деревушки. После этого уже оставалось кропотливо изучить тот, не такой уж маленький квадрат, на снимке со спутника. Мое внимание тогда привлек всего один небольшой прямой угол из темно-зеленых теней в большом лесном массиве на склоне горы. Это было единственным, что хоть как-то напоминало что-то рукотворное. Кстати, на самых новых снимках и этого уже не видно. Тогда ребята поверили в мою интуицию, и мы поехали проверять на местности все мои за и против.

И да, там действительно были древние руины, заросшие зеленым мхом, колючим кустарником и высокими деревьями. В зарослях просматривалась всего одна улица и какое-то непонятное строение чуть поодаль. А еще четко виднелись две стены старой церкви, одна сохранилась довольно хорошо. Видимо, именно это и заметила я на спутниковой карте. Тогда мы облазили всю территорию между бывшими зданиями вдоль и поперек. Раз семь или восемь ездили туда и всегда возвращались с находками. Но, сами понимаете, всему когда-то приходит конец. Когда количество сигналов под катушкой поубавилось почти до полной тишины, мы перешли на другие места, найденные с помощью все того же древнего рисунка пером.

Я уже и забыла думать о тех старинных руинах в лесу, как приехал к нам из южной Франции наш товарищ по хобби. И приборчик у него был совсем новенький. Именно по этой причине мы решили проверить парочку уже выбитых мест. Уж очень интересно было, как поведет себя его металлодетектор на хабарных заброшенных деревнях, где мы прошли несколько лет назад. Будут ли у него сигналы там, где после нас под катушкой осталось почти полное безмолвие. Да и мы уже не с прежними старенькими аппаратами ходим.

Наверное, вы уже догадались, находки у нашего коллеги и у нас были, причем самые что ни на есть привлекательные. Я говорю о средневековых монетах XII-XV веков! Это же голубая мечта любого местного поисковика. Очень мало мест, где до таких монет достает металлодетектор. Монетки слишком мелкие и тонкие, звенят очень плохо. А толстые окислы на них еще сильнее ухудшают ситуацию. В тот выезд нам попалась всего одна такая монетка из самых древних средневековок, obolo правления Санчо VI Мудрого (1150–1194), остальные тоже средневековые, но помоложе.

Находок в тот день снова было много. Ура! Но откуда на той деревне взялись такие средневековые dinero и obolo?

Судя по руинам церкви, которые по-прежнему виднелись лучше всего, тут могли жить целых два-три века спустя. Может, совсем заросшие остовы домов старше церкви? Чтоб все узнать точно, ничего другого не оставалось, как идти в центральный архив. Кстати, архив располагается...

Где бы вы думали? В старом дворце королей Памплоны. Позже королевство переименовали в Наварру. До 925 года в этом задании, больше напоминавшем мощную крепость, чем великолепный дворец, жили королевские семьи со свитой и многочисленной стражей. После 925 года столица королевства кочевала из одного города в другой, пока в конце концов снова не вернулась в Памплону.

К тому времени дворец уже имел не совсем приличествующий королевской семье вид, поэтому был построен новый, более современный. А старый отреставрировали и в 1836 году отдали под центральный архив. Ведь в таком здании условия для хранения документов самые подходящие: в любое время года в толстостенных помещениях замка температура одинаковая, и есть великолепные залы для исторических выставок, где тоже не надо поддерживать специальный температурный режим для древних экспонатов. Температура и влажность сохраняются сами по себе в силу натуральных причин. Только несколько помещений на верхнем этаже оборудованы компьютерами и отапливаются по современным правилам. Именно туда и выносят документы на короткий срок для изучения. Там я обычно и занимаюсь поиском информации. Именно в этом старом дворце, на страницах рукописных древних фолиантов и нашлось упоминание о небольшой деревне, на которой мы копали.

В то время, когда появился первый дом на горном склоне, все земли принадлежали королям. Своей милостью они выделяли то или иное количество земли для создания поместья или деревни, соответственно, выделялись площади под сельскохозяйственные угодья и, если рядом был лес, то оговаривалось количество леса, которым жителям разрешалось бы пользоваться. Теперь конкретнее.

В октябре 1191 года Санчо VI Мудрый выделил в тех местах землю под три деревни. Одна из этих деревень — та, на которой мы и занимались поиском. В документе оговаривалось, что жить там будут три семьи, общее количество человек на тот момент указано 17.

Каждый, способный работать, должен был платить в королевскую казну ежегодно 4 раза по 12 dinero, соответственно, выделялось достаточное количество земли для выращивания зерновых и прочего. Также выделялся большой надел леса, тогда лес был дубовым. Лес выделялся, как обозначено в королевском указе, для выпаса свиней (свиноводство в то время было основным видом животноводства) и другого скота, а также для заготовки дров. Налог со свиноводства в королевскую казну в документе указан как 1 голова в год с каждой семьи. Если же кто-то будет заниматься исключительно животноводством, то пятая часть дохода должна отдаваться в казну. А еще в документе сказано, что при нападении неприятеля жители земель, данных им в пользование, полностью отвечают за защиту этих земель и сохранность оных для короны.

Отдельным пунктом уточнялось, что кладбище должно быть одно на три деревни и располагаться должно на одинаковом расстоянии от каждой из трех деревень.

Следующий из сохранившихся в архиве средневековый документ по той деревне был датирован 1366 годом. Жителей на тот момент в деревне значилось 20 человек. Налог уже считался не на человека, а на семейный очаг. И в этом документе уже упоминалась церковь в честь Святой Цецилии (Цецилия Римская), хотя популярной эта святая стала лишь после 1594 года.

По Наварре во все времена было известно всего четыре церкви в честь Святой Цецилии.

-2

Кстати, когда я подробнее почитала о жизни и смерти этой святой, то наконец-то определила одну из своих находок — небольшую религиозную медальку, найденную в первые выезды на ту заброшенную деревню. Жаль, что медалька не такая древняя, как руины церкви. На бронзовой медальке, покрытой серебром, святая изображена играющей на небольшом органе. На обороте цветок, рядом с которым, как обычно, должна была быть надпись (имя владелицы медальки и дата). На моей находке надпись не видна. А может, ее и не было?

Еще в архиве нашелся странный старый документ 15... года (две последних цифры не просматривались), в котором значилось, что рядом с деревней была вырыта большая и глубокая крытая яма для гашения извести. И упоминалось предписание использовать эту известь для обеззараживания стен домов и церкви во время эпидемий. Видно, на остатки этой ямы мы и наткнулись в лесу возле деревни. Теперь это куча заросших камней с узким темным лазом.

Долго вас утомлять разными датами не буду, но последнее документальное упоминание о той деревне как о месте обитания относится к 1870 году. Тогда в деревне жило 20 человек. Сколько всего было домов?

Нигде ничего об этом не сказано, разве что можно догадаться о количестве по единственной схематической карте хозяйственного использования окружающих деревню земель. Вот, пожалуй, и все, что удалось узнать в архиве. Но если бы не та старая монета — obolo правления короля Наварры Санчо VI Мудрого, я бы, наверное, так и не пошла в архив и не узнала бы столько интересного.

А еще не нашелся бы тот рисунок план земельных угодий, относящихся к деревне. Именно по ним мы и будем планировать наши последующие выезды в то место. Надо обязательно пробить некоторые бывшие поля. И не важно, что сейчас там лес и кустарник. Скорее всего, эти же поля обрабатывались несколько столетий, а обозначенный там лес так и был всегда лесными угодьями. Похоже, что ничего не происходит случайно. Благодаря приезду нашего французского коллеги мы с ребятами теперь знаем о месте намного больше и точно знаем, где будем ходить с МД в следующий раз.