Найти тему
Кино | Retinsky

Что сделало фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» таким трагичным и почему он опередил своё время

Оглавление

Снятый по мотивам одноименного рассказа Михаила Шолохова фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» обладает своеобразной трагической поэзией и прискорбной красотой, заставляя зрителя погружаться в мысли и сознание главного героя, и переживать его жизнь как свою.

Обычный человек

Гуляя с сыном по реке, персонаж Сергея Бондарчука встречает мужчину. Затем, сидя у костра, он начнет рассказывать о своей жизни в один из самых ужасных периодов в истории — Великую отечественную войну. Через длительную ретроспективу, которая положена в основу повествования в фильме, зритель видит ужасные лишения, которые пришлось пережить главному герою, и то, как отразилась война на судьбе обычного советского гражданина.

Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год
Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год

«Судьба человека» отличается от других советских фильмов о войне, потому что главный герой на самом деле не военный, а простой человек, которого пришедшая в СССР война, заставляет пойти на фронт. Фактически, он даже не участвует в боевых действиях, лишь делается акцент на события в контексте войны, чтобы показать, как она повлияла на все слои общества, в том числе на людей, не имеющих к ней отношения. Судьба мужчины раскрывается в настоящем, когда зритель знакомится с главным героем и его сыном.

Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год
Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год

История, которую рассказывает персонаж Сергея Бондарчука — Андрей Соколов, не имеет ничего общего с эпическими сражениями — во всем фильме нет ни одной битвы. Фильм больше сосредоточен на людях, чем на сражениях или действиях. В фильме демонстрируется уничижающее отношение немцев к русским во время войны.

Война и жизнь

История Андрея Соколова начинается сразу после гражданской войны. Она показана довольно быстро и короткими эпизодами: он строит дом, знакомится со своей будущей женой Ириной, в браке у них родился сын, потом две дочери, о математических способностях сына пишут в местной газете, приходит война, герой прощается с семьей перед отправкой на фронт...

Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год
Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год

Практически сразу, в первые дни наступления фашистов на СССР, Соколов попадает в плен. Эта часть фильма демонстрирует все ужасы и зверства, которые творили нацисты с пленными в концентрационных лагерях. Лишь думая о своей семье и надеясь вновь встретиться с ними Андрей не впадает в безумие. Через некоторое время его пересылают в Германию в качестве раба, используя как неквалифицированного рабочего, а после назначают водителем офицера Вермахта. Именно эта должность помогает ему успешно реализовать план побега — оглушив и пленив немецкого офицера он на автомобиле пробивается до расположения советских войск.

Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год
Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год

После такого "подарка" командование отправляет его на лечение в госпиталь с последующим отпуском. Вернувшись в Воронеж он обнаруживает, что Ирина с дочерьми погибла при взрыве дома, а сын отправился на фронт. Война подходит к концу, но главный удар будет ждать Андрея в последний день войны, когда погибнет его единственный оставшийся родной человек — сын Анатолий.

Новая надежда

Может ли обычный человек, у которого закончившаяся война отняла всех родных и любимых продолжать жить? Так и Андрей не видит смысла в продолжении жизни, у него остаётся лишь выжженная душа и бесцельное существование.

Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год
Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год

Он не хочет возвращаться в свой родной город и оказывается в городе Урюпинске Сталинградской области. Однажды он видит голодного сироту Ваню, просящего милостыню на улицах города. Мать мальчика погибла во время бомбардировки, а отец пропал без вести во время войны. И именно эта встреча приводит к появлению душераздирающей сцены, что затмевает все фильмы, посвященные теме войны, потерь и искупления — Андрей "усыновляет" маленького мальчика, говорит ребенку, что он его отец и разыскивал с конца войны.

Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год
Фильм «Судьба человека», режиссёр Сергей Бондарчук, 1959 год

Именно так, две жертвы этой войны начинают жизнь заново, с большой любовью и новой надеждой.

Режиссёрская и операторская работа

Фильм, с одной стороны, очень похож на документальную хронику, а с другой — максимально реалистичен. При съёмке были применены многие новаторские и нехарактерные для того времени художественные приёмы.

Например, в момент, когда главный герой едет на машине перед тем как его возьмут в плен — транспортное средство, в котором он движется, теряет управление, камера имитирует те же движение потери управления, создавая несколько переворотов, которые идеально соответствуют изображению. Или, когда фашисты конвоируют пленных советских солдат — эта сцена происходит в полуразрушенной церкви: ракурсы и планы сработали так, что создаётся полное ощущение присутствия.

Также, обратите внимание на сцены в каменоломне и эпизод с побегом на машине, на то какие планы и ракурсы использует оператор Владимир Монахов во время диалогов.

Каждый раз, когда смотрю этот фильм я удивляюсь, вспоминая о том, что это первая режиссёрская работа Сергея Бондарчука. То, какие режиссёрские приемы были им применены во время съёмок — сейчас уже считаются классическими, но на тот момент они были достаточно смелыми, новыми и необычными.

Вымысел или правда?

В настоящее время многие критикуют этот фильм, указывая на то, что такой истории в реальности произойти не могло, так как после победы всех военных, побывавших у немцев в плену, репрессировали и отправляли в лагеря или мобилизовали в рабочие батальоны. Я изучил этот вопрос и могу утверждать, что это не совсем так — по оценкам экспертов таким жёстким репрессиям подверглось от 30% до 40% от всех возвращенных военнопленных (подробнее смотрите в источнике на Право.ру — "У нас пленных нет, есть только предатели" – в неволе у чужих и у своих).

Да, это чудовищные цифры, особенно учитывая, что количество советских военнопленных исчислялось миллионами. Тем не менее большинство из них смогли вернуться домой и продолжить свою жизнь. Могли ли обойти репрессии стороной Соколова после окончания войны из-за того, что когда он сбежал из плена, то захватил и передал советским войскам немецкого офицера? Да, это выглядит правдоподобно, такое вполне могло быть в действительности.

🎬 RETINSKY © 2020

Не забудьте подписаться, ведь впереди еще много интересной информации, историй и обзоров.

См.: Новости кино · Обзоры фильмов · Факты о кино · Ещё...