Всем привет! Сегодня мы с вами поговорим о компьютерных играх, в основе которых лежат истории, рассказанные Говардом Филлипсом Лавкрафтом. Если вы знаете кто это такой, то вот ключевые слова: Ктулху, хребты безумия, Дагон, Шуб-Ниггурат, тентакли и Инсмут. Господин Лавкрафт очень умело создал свою мультивселенную, состоящую из параллельных измерений, космических богов и тайных культов. Главные герои его произведений - это обычные люди, не обладающие какими-то выдающимися качествами или талантами. Они смертны, пугливы, они всегда могут потерять контроль над ситуацией или просто сойти с ума. Безумие и чувство отчаяния - вот краеугольный камень творчества Лавкрафта.
Вот почему геймеры, киноманы и просто любители почитать книги в жанре ужасы с таким восторгом принимают продукцию "по мотивам". Вас будет ждать увлекательнейшее путешествие в мир безумия и сюрреализма, вы станете свидетелями торжества науки над религией и технологий над бренным телом; с каждым уровнем, локацией и продвижением сюжету - все будет становиться только мрачнее. Безысходность и чувство собственной ничтожности пред ликом могущественного Азатота...
Это второй топ лучших игр по творчеству Говарда Лавкрафта - статья из цикла #мойлюбимыйговардлавкрафт
Call of the Sea (дата выхода 2020 год, жанр квест/приключение, 90% положительных отзывов)
В данном проекте мы будем играть за Нору - девушка страдает от неизлечимой болезни. Никакие врачи не могут ей помочь, так как никто не может объяснить происхождение темных пятен на ее теле. Из-за них Нора постоянно испытывает чувство усталости, ей снятся непонятные сны - она все время бредит. Главная героиня слышит вечный зов из глубины океана: "Прими свое наследие..." Ее тело угасает, а муж не может найти себе покоя. Гарри (так его зовут) отправляется в путешествие, чтобы найти лекарство и спасти жизнь своей возлюбленной. Поиски приводят его на таинственный остров в водах Тихого океана - он собирает команду из нескольких специалистов и отправляется на поиски ответов. В джунглях они находят древних храм, который по внешним признакам не имеет ничего общего с древними народам, что здесь обитали. Что это за культура? Какая у нее история? Никому доподлинно не известно, так как остров давным-давно заброшен и считается проклятым...
Около полугода Гарри поддерживает связь с Норой, посредством писем, но внезапно их поток прекратился, и наша героиня почуяла неладное. Кошмарные сны участились и больше она не могла терпеть этого чувства тревоги, и одиночества... Собрав последние сбережения и взяв всю волю в кулак, Нора отправилась на поиски мужа.
Хочу отметить, что если вы очень хорошо знакомы с творчеством Лавкрафта и смотрели фильмы по его рассказам, то уже буквально через 30-40 минут реального времени для вас большая часть сюжетных поворотов станет очевидной: каменные изваяния рыболюдей, что это за "вечный зов", какими свойствами обладает черная жижа и чем больна ГГ.
Плохо это или нет? - решать вам. Если честно, то очень мало игр сумело удивить меня в плане истории и сюжетных поворотов - ведь все они основаны на одном первоисточнике и авторы очень часто боятся добавить в проекты "отсебятину", так как в противном случае, очень быстро может исчезнуть "дух Лавкрафта". Даже сам автор в некоторых рассказах ссылается на другие свои произведения и частенько читатель испытывает чувство дежавю. Тот же "Stygian: Reign of the Old Ones", который берет за основу не одно произведение, а сразу несколько десятков, был для меня "открытой книгой" - каждый квест можно было связать с тем или иным произведением и догадаться о концовке.
"Call of the Sea" представляет собой квест от первого лица. Причем это не просто симулятор ходьбы, здесь решение некоторых головоломок потребует от вас взять карандаш и блокнот, чтобы правильно разгадать пазл, который приготовили для нас разработчики игры. В отличие от олдовых квестов, вроде "Легенд Кирандии", здесь присутствует логика (да простят меня олдфаги за такие слова | Legend of Kyrandia). "Call of the Sea" намного ближе к "Сломанному мечу" (Broken Sword). И если потратить минут 40 своего времени, то любую загадку можно будет решить без помощи интернета. Многих современных геймеров это может отпугнуть, но очень уж красивой и интересной получилась игра от студии Out of the Blue, особенно если вы соскучились по хорошим квестам. Моя оценка 4 из 5.
Call of Cthulhu: The Official Video Game (2019 год, жанр рпг/приключение, 90% положительных отзывов)
Это довольно забавная ситуация, которая меня откровенно раздражает. В интернете полным-полно топов про "Лавкрафтовские" игры, которые, по сути, таковыми не являются - ну каким боком серию Dead Space относят к играм по мотивам Говарда Лавкрафта? Даже разработчики рассказывали в своих видео дневниках, что "вдохновлялись" при создании некроморфов фотографиями с мест различных аварий. И там ни слова не было про Ктулху, или пантеон космических богов... Но эта игра всегда присутствует в аналогичных подборках. И таких игр очень много...
Так вот, чтобы избежать путаницы и выделиться на фоне других игр "по мотивам" (например, Call of the Sea, Stygian: Reign of the Old Ones или Conarium - эти игры в открытую цитируют некоторые фрагменты из произведений Говарда Лавкрафта, но при этом не приобретают лицензию и получается, что эти игры только вдохновлены его творчеством).
"Call of Cthulhu: The Official Video Game" всем своим видом хочет показать нам, что она не просто заимствует сюжет, а является официальной игрой во вселенной! Сам же проект основан на настольной игре "Зов Ктулху" 1981 года. То есть это RPG с видом от первого лица, где успех приключения напрямую зависит от ваших навыков. В целом геймплей делится на несколько составляющих:
- исследование мира - вы оказывается в "закрытой" локации (например, это может быть пирс или старый особняк) и далее вы читаете записки, общаетесь с различными NPC, исследуете территорию, и как в каком-нибудь Deus Ex ищите скрытые пути прохождения
- квест - головоломок тут на порядок меньше, чем в "Call of the Sea", но их количество компенсируется качеством (они значительно ближе к нашему "миру", то есть здесь нет "радужного" моста, как например, в той же Call of the Sea | здесь обычные шкатулки с секретом, поиск ритуального ножа, где ориентироваться необходимо по орнаменту на лезвии и т.д.)
- стелс - прятаться придется довольно много (держим в голове, что герои рассказов Говарда Лавкрафта - это самые обычные люди)
Отдельного упоминания достоин режим "детектива" - это некий тренд, который последнее время частенько появляется в Лавкрафтовских играх. Вам необходимо составить картину произошедших в прошлом событий, руководствуясь найденными на локации уликами. Это интересно, но все "решения" заскриптованы, просто будь добр, найди все сюжетные предметы на локации. В прошлогодней "The Sinking City" главный герой, то есть мы, самостоятельно выстраивали логическую цепочку и определяли виновника преступления, и его жертву, и только от наших решений зависело дальнейшее развитие сюжета. Здесь же развилок истории не так много, как того хотелось бы. Я прошел игру 2 раза и получил все 3 концовки. Я ее даже стримил на своем YouTube-канале. Игра мне очень понравилась! Моя оценка 4 из 5. Но если вы будете покупать игру на консолях, то 3 из 5 | "Call of Cthulhu: The Official Video Game" очень короткая, а продается за полную стоимость в 4-4,5 тысячи рублей.
Conarium (2017 год, жанр хоррор/квест, 87% положительных отзывов)
Я начну со следующих слов: "Игра очень хорошая, я бы даже сказал душевная - просто дайте ей шанс!" И теперь к самому главному минусу - амнезия, ГГ не помнит, кто он и что с ним происходило последние несколько дней. Я не знаю, как вы - но меня уже давно трясет от подобных завязок. Это главный и единственный минус игры. Также иногда встречаются некоторые баги, но они не критичны и даже помогают в прохождении. В остальном же это классический Лавкрафт. Эта третья игра студии, берущая за основу произведения мастера ужасов, так что можно сказать, что авторы уже набили руку.
Мы выступаем в роли ученого Фрэнка Гилмэна, на нашей руке оказался таинственный прибор, о происхождении которого мы ничего не знаем... Но уже через пару минут вы, как игрок, осознаете, что ваш протагонист работает в каком-то научно-исследовательском комплексе, а еще чуть позже ваши догадки подтверждаются найденными в кабинетах документами. Это квест с видом от первого лица. Я такие игры называю "квестами для начинающих" - задачки не вызывают никаких сложностей, решение найти очень просто, но ситуация обставлена так, что ты чувствуешь себя как минимум Шерлоком Холмсом. Это я тоже отнесу к плюсам. Иногда действительно не очень сильно хочется напрягать мозги сложными пазлами, а есть просто желание глубже погрузится в атмосферу и сюжет игры. В этом плане к "Conarium" ближе всего будет Пенумбра 2. Дневники мертвецов.
В игре очень много книг, различных записок, текстов, документации и аудио дневников И самое главное, что их изучение необязательно к прохождению сюжетных задач. То есть это просто дополнительный контент для тех, кто любит читать, а я очень люблю! "Королева-Волчица" и "Воспоминание о путешествии на Пандуссию" - кто поймет, тот оценит подход разработчиков "Conarium".
В отличие от многих других проектов по Лавкрафту, события данной игры происходят в наше время, даже немножко в будущем, учитывая показанные технологии. Обычно разработчики выбирают временной отрезок, соответствующий основным событиям книг - это XIX век, сам же Говард Лавкрафт родился в 1890 году. Однако внутри своей мультивселенной писатель не ограничивался какими-нибудь рамками и описывал древние культы, которые существовали еще во времена римского завоевания Британии (43 год н. э.) К чему я это? В "Conarium" вам также предстоит исследовать древний город потомков Ктулху...
Моя оценка 5 из 5.
Вообще, если вы никогда не читали Лавкрафта, то лучше всего будет начать свое знакомство с его творчеством с рассказа "Хребты Безумия". Там вы узнаете о войне звездных Старцев и комической расы Ми-го против потомков Ктулху... Просто не надо думать, что Говард Лавкрафт - это только тентакли и рыболюди. Это почти что "Звездные Войны", но только без очевидных героев и с большим количеством мистики, а все его рассказы переплетаются между собой, что не может не поражать воображение, ведь всего их 115 штук...
> Самые лучшие игры ужасов про Ктулху < это первая часть моего топа. Я пишу статьи очень неспешно и разбег составляет около 3-4 месяцев | все дело в том, что я обожаю писателя Говарда Лавкрафта и поставил перед собой цель пройти все игры по "мотивам", и во вселенной, ну или хотя бы попытаться это сделать...
Данная статья из цикла #мойлюбимыйговардлавкрафт