Найти тему
(не)Честно о технологиях*

Говард Лавкрафт - игровая вселенная мастера ужасов

Оглавление

Всем привет! Сегодня мы с вами поговорим о компьютерных играх, в основе которых лежат истории, рассказанные Говардом Филлипсом Лавкрафтом. Если вы знаете кто это такой, то вот ключевые слова: Ктулху, хребты безумия, Дагон, Шуб-Ниггурат, тентакли и Инсмут. Господин Лавкрафт очень умело создал свою мультивселенную, состоящую из параллельных измерений, космических богов и тайных культов. Главные герои его произведений - это обычные люди, не обладающие какими-то выдающимися качествами или талантами. Они смертны, пугливы, они всегда могут потерять контроль над ситуацией или просто сойти с ума. Безумие и чувство отчаяния - вот краеугольный камень творчества Лавкрафта.

Вот почему геймеры, киноманы и просто любители почитать книги в жанре ужасы с таким восторгом принимают продукцию "по мотивам". Вас будет ждать увлекательнейшее путешествие в мир безумия и сюрреализма, вы станете свидетелями торжества науки над религией и технологий над бренным телом; с каждым уровнем, локацией и продвижением сюжету - все будет становиться только мрачнее. Безысходность и чувство собственной ничтожности пред ликом могущественного Азатота...

Это второй топ лучших игр по творчеству Говарда Лавкрафта - статья из цикла #мойлюбимыйговардлавкрафт

Call of the Sea (дата выхода 2020 год, жанр квест/приключение, 90% положительных отзывов)

Игра только-только вышла и уже успела собрать целую кучу положительных отзывов.
Игра только-только вышла и уже успела собрать целую кучу положительных отзывов.

В данном проекте мы будем играть за Нору - девушка страдает от неизлечимой болезни. Никакие врачи не могут ей помочь, так как никто не может объяснить происхождение темных пятен на ее теле. Из-за них Нора постоянно испытывает чувство усталости, ей снятся непонятные сны - она все время бредит. Главная героиня слышит вечный зов из глубины океана: "Прими свое наследие..." Ее тело угасает, а муж не может найти себе покоя. Гарри (так его зовут) отправляется в путешествие, чтобы найти лекарство и спасти жизнь своей возлюбленной. Поиски приводят его на таинственный остров в водах Тихого океана - он собирает команду из нескольких специалистов и отправляется на поиски ответов. В джунглях они находят древних храм, который по внешним признакам не имеет ничего общего с древними народам, что здесь обитали. Что это за культура? Какая у нее история? Никому доподлинно не известно, так как остров давным-давно заброшен и считается проклятым...

У игры очень приятная "мультяшная" графика - проект построен на движке Unreal Engine 4.
У игры очень приятная "мультяшная" графика - проект построен на движке Unreal Engine 4.

Около полугода Гарри поддерживает связь с Норой, посредством писем, но внезапно их поток прекратился, и наша героиня почуяла неладное. Кошмарные сны участились и больше она не могла терпеть этого чувства тревоги, и одиночества... Собрав последние сбережения и взяв всю волю в кулак, Нора отправилась на поиски мужа.

Хочу отметить, что если вы очень хорошо знакомы с творчеством Лавкрафта и смотрели фильмы по его рассказам, то уже буквально через 30-40 минут реального времени для вас большая часть сюжетных поворотов станет очевидной: каменные изваяния рыболюдей, что это за "вечный зов", какими свойствами обладает черная жижа и чем больна ГГ.

Плохо это или нет? - решать вам. Если честно, то очень мало игр сумело удивить меня в плане истории и сюжетных поворотов - ведь все они основаны на одном первоисточнике и авторы очень часто боятся добавить в проекты "отсебятину", так как в противном случае, очень быстро может исчезнуть "дух Лавкрафта". Даже сам автор в некоторых рассказах ссылается на другие свои произведения и частенько читатель испытывает чувство дежавю. Тот же "Stygian: Reign of the Old Ones", который берет за основу не одно произведение, а сразу несколько десятков, был для меня "открытой книгой" - каждый квест можно было связать с тем или иным произведением и догадаться о концовке.

В какой-то момент ГГ обнаруживает в себе возможность дышать под водой... Вы об этом узнаете на втором часе игры, так что спойлером это не считается, а фанаты Лавкрафта уже поняли, чем она болеет...
В какой-то момент ГГ обнаруживает в себе возможность дышать под водой... Вы об этом узнаете на втором часе игры, так что спойлером это не считается, а фанаты Лавкрафта уже поняли, чем она болеет...

"Call of the Sea" представляет собой квест от первого лица. Причем это не просто симулятор ходьбы, здесь решение некоторых головоломок потребует от вас взять карандаш и блокнот, чтобы правильно разгадать пазл, который приготовили для нас разработчики игры. В отличие от олдовых квестов, вроде "Легенд Кирандии", здесь присутствует логика (да простят меня олдфаги за такие слова | Legend of Kyrandia). "Call of the Sea" намного ближе к "Сломанному мечу" (Broken Sword). И если потратить минут 40 своего времени, то любую загадку можно будет решить без помощи интернета. Многих современных геймеров это может отпугнуть, но очень уж красивой и интересной получилась игра от студии Out of the Blue, особенно если вы соскучились по хорошим квестам. Моя оценка 4 из 5.

Call of Cthulhu: The Official Video Game (2019 год, жанр рпг/приключение, 90% положительных отзывов)

Эта игра подарит вам увлекательнейшее приключение на пару вечеров...
Эта игра подарит вам увлекательнейшее приключение на пару вечеров...
Это довольно забавная ситуация, которая меня откровенно раздражает. В интернете полным-полно топов про "Лавкрафтовские" игры, которые, по сути, таковыми не являются - ну каким боком серию Dead Space относят к играм по мотивам Говарда Лавкрафта? Даже разработчики рассказывали в своих видео дневниках, что "вдохновлялись" при создании некроморфов фотографиями с мест различных аварий. И там ни слова не было про Ктулху, или пантеон космических богов... Но эта игра всегда присутствует в аналогичных подборках. И таких игр очень много...

Так вот, чтобы избежать путаницы и выделиться на фоне других игр "по мотивам" (например, Call of the Sea, Stygian: Reign of the Old Ones или Conarium - эти игры в открытую цитируют некоторые фрагменты из произведений Говарда Лавкрафта, но при этом не приобретают лицензию и получается, что эти игры только вдохновлены его творчеством).

Что-то сожрало половину касатку. Скриншот снят с такого ракурса, чтобы Дзен не посчитал это шок контентом. Игра просто насквозь пропитана духом Лавкрафта.
Что-то сожрало половину касатку. Скриншот снят с такого ракурса, чтобы Дзен не посчитал это шок контентом. Игра просто насквозь пропитана духом Лавкрафта.

"Call of Cthulhu: The Official Video Game" всем своим видом хочет показать нам, что она не просто заимствует сюжет, а является официальной игрой во вселенной! Сам же проект основан на настольной игре "Зов Ктулху" 1981 года. То есть это RPG с видом от первого лица, где успех приключения напрямую зависит от ваших навыков. В целом геймплей делится на несколько составляющих:

  • исследование мира - вы оказывается в "закрытой" локации (например, это может быть пирс или старый особняк) и далее вы читаете записки, общаетесь с различными NPC, исследуете территорию, и как в каком-нибудь Deus Ex ищите скрытые пути прохождения
  • квест - головоломок тут на порядок меньше, чем в "Call of the Sea", но их количество компенсируется качеством (они значительно ближе к нашему "миру", то есть здесь нет "радужного" моста, как например, в той же Call of the Sea | здесь обычные шкатулки с секретом, поиск ритуального ножа, где ориентироваться необходимо по орнаменту на лезвии и т.д.)
  • стелс - прятаться придется довольно много (держим в голове, что герои рассказов Говарда Лавкрафта - это самые обычные люди)
В игре присутствует продвинутое древо умений. Так вот от ваших навыков будет зависеть общее количество доступных ГГ действий в тех или иных ситуациях.
В игре присутствует продвинутое древо умений. Так вот от ваших навыков будет зависеть общее количество доступных ГГ действий в тех или иных ситуациях.

Отдельного упоминания достоин режим "детектива" - это некий тренд, который последнее время частенько появляется в Лавкрафтовских играх. Вам необходимо составить картину произошедших в прошлом событий, руководствуясь найденными на локации уликами. Это интересно, но все "решения" заскриптованы, просто будь добр, найди все сюжетные предметы на локации. В прошлогодней "The Sinking City" главный герой, то есть мы, самостоятельно выстраивали логическую цепочку и определяли виновника преступления, и его жертву, и только от наших решений зависело дальнейшее развитие сюжета. Здесь же развилок истории не так много, как того хотелось бы. Я прошел игру 2 раза и получил все 3 концовки. Я ее даже стримил на своем YouTube-канале. Игра мне очень понравилась! Моя оценка 4 из 5. Но если вы будете покупать игру на консолях, то 3 из 5 | "Call of Cthulhu: The Official Video Game" очень короткая, а продается за полную стоимость в 4-4,5 тысячи рублей.

Conarium (2017 год, жанр хоррор/квест, 87% положительных отзывов)

Авторы этой игры черпали свое вдохновение в  повести Лавкрафта "Хребты безумия".
Авторы этой игры черпали свое вдохновение в повести Лавкрафта "Хребты безумия".

Я начну со следующих слов: "Игра очень хорошая, я бы даже сказал душевная - просто дайте ей шанс!" И теперь к самому главному минусу - амнезия, ГГ не помнит, кто он и что с ним происходило последние несколько дней. Я не знаю, как вы - но меня уже давно трясет от подобных завязок. Это главный и единственный минус игры. Также иногда встречаются некоторые баги, но они не критичны и даже помогают в прохождении. В остальном же это классический Лавкрафт. Эта третья игра студии, берущая за основу произведения мастера ужасов, так что можно сказать, что авторы уже набили руку.

В игре вас будут ждать самые разнообразные локации. И не надо думать, что все действие Conarium происходит только в горах. Мы даже побываем в цветущем лесу.
В игре вас будут ждать самые разнообразные локации. И не надо думать, что все действие Conarium происходит только в горах. Мы даже побываем в цветущем лесу.

Мы выступаем в роли ученого Фрэнка Гилмэна, на нашей руке оказался таинственный прибор, о происхождении которого мы ничего не знаем... Но уже через пару минут вы, как игрок, осознаете, что ваш протагонист работает в каком-то научно-исследовательском комплексе, а еще чуть позже ваши догадки подтверждаются найденными в кабинетах документами. Это квест с видом от первого лица. Я такие игры называю "квестами для начинающих" - задачки не вызывают никаких сложностей, решение найти очень просто, но ситуация обставлена так, что ты чувствуешь себя как минимум Шерлоком Холмсом. Это я тоже отнесу к плюсам. Иногда действительно не очень сильно хочется напрягать мозги сложными пазлами, а есть просто желание глубже погрузится в атмосферу и сюжет игры. В этом плане к "Conarium" ближе всего будет Пенумбра 2. Дневники мертвецов.

В игре очень много книг, различных записок, текстов, документации и аудио дневников И самое главное, что их изучение необязательно к прохождению сюжетных задач. То есть это просто дополнительный контент для тех, кто любит читать, а я очень люблю! "Королева-Волчица" и "Воспоминание о путешествии на Пандуссию" - кто поймет, тот оценит подход разработчиков "Conarium".

В игре приятная графика и даже на момент 2020 года она смотрится вполне себе бодро.
В игре приятная графика и даже на момент 2020 года она смотрится вполне себе бодро.

В отличие от многих других проектов по Лавкрафту, события данной игры происходят в наше время, даже немножко в будущем, учитывая показанные технологии. Обычно разработчики выбирают временной отрезок, соответствующий основным событиям книг - это XIX век, сам же Говард Лавкрафт родился в 1890 году. Однако внутри своей мультивселенной писатель не ограничивался какими-нибудь рамками и описывал древние культы, которые существовали еще во времена римского завоевания Британии (43 год н. э.) К чему я это? В "Conarium" вам также предстоит исследовать древний город потомков Ктулху...

Моя оценка 5 из 5.

Вообще, если вы никогда не читали Лавкрафта, то лучше всего будет начать свое знакомство с его творчеством с рассказа "Хребты Безумия". Там вы узнаете о войне звездных Старцев и комической расы Ми-го против потомков Ктулху... Просто не надо думать, что Говард Лавкрафт - это только тентакли и рыболюди. Это почти что "Звездные Войны", но только без очевидных героев и с большим количеством мистики, а все его рассказы переплетаются между собой, что не может не поражать воображение, ведь всего их 115 штук...

> Самые лучшие игры ужасов про Ктулху < это первая часть моего топа. Я пишу статьи очень неспешно и разбег составляет около 3-4 месяцев | все дело в том, что я обожаю писателя Говарда Лавкрафта и поставил перед собой цель пройти все игры по "мотивам", и во вселенной, ну или хотя бы попытаться это сделать...

Данная статья из цикла #мойлюбимыйговардлавкрафт