Для нашего времени изучение космоса стало обыденной реальностью. Но когда-то, как когда-то в эпоху Великий географических открытий путешественники и мореплаватели с тягой познания неизведанного и со страхом в душе, так и самые первые космонавты готовы были рискнуть собственными жизнями, чтобы оказаться там, где прежде никогда не было человека. Таких людей заслуженно можно назвать настоящими героями. Одним из примеров подобного подвига можно назвать Алексея Леонова и Павла Беляева, чья история первого выхода человека в открытый космос легла в основу исторического фильма «Время первых».
Синопсис 1965 год, Холодная война в самом разгаре и ведется на всех возможных «фронтах», включая освоение космоса. Хотя Советский Союз опережает Штаты в вопросе космической гонке, для руководства страны остается принципиально важной задачей выхода человека в открытый космос. Бросая все силы, время, средства, команда специалистов даже не представляет, к каким непредвиденным испытаниям готовит первопроходцев Алексея Леонова и Павла Беляева, для которых этот полет мог оказаться последним в их жизни.
Игра актёров Первое, чем отличается «Время первых», это мощный актерский состав. Причем речь идет именно о столпах российского кинематографа, которые хотя часто мелькают на экранах, тем не менее, на них всё равно приятно смотреть просто потому, что они исполняют роли на совесть. Конечно, следует отметить Евгения Миронова. Хотя его персона после прошедшего конституционного референдума вызывает неоднозначные эмоции, всё-таки как актёр он без преувеличения талантливый. И хотя Миронову уже было за пятьдесят, хотя реальному Леонову на момент событий только 31, актер прекрасно воплотил образ молодого энтузиаста, у которого за плечами тяжелое прошлое, как у многих советских граждан, но который не закопал голову в песок, а предпочел двигаться только вперед и никогда не останавливаться. Также понравилось исполнение Константина Хабенского в роли Павла Беляева, человека спокойного, рассудительного, который предпочтет прежде подумать, чем рваться вперед. Но более всего запомнилось исполнение Владимира Ильина в роли конструктора Сергея Королёва, отца советской и по факту российской космонавтики, которым двигали не только государственные и научные интересы, но общечеловеческие ценности, совесть и чувство долга перед теми, кто ради его интересов был готов рискнуть собственной жизнью.
Режиссура Почему для российского кино, финансируемого из государственных фондов, «Время первых» является приятным исключением? Во-первых, фильм не несёт в себе навязываемого показного патриотизма. Да, в нём имеется немного пафосный монолог в исполнении Миронова, но смысл этих слов сводится к тому, что не стоит бояться трудностей, а не то, что мы – первые. Основная задумка фильма – показать саму суть подвига Леонова и Беляева. Да, можно неоднозначно относиться к гонке вооружений или космической гонке, спрашивать, зачем так рисковать? Но нужно понимать, что эти люди по факту шли в неизведанное, где с ними могло произойти всё что угодно, где они могли погибнуть сразу после старта двигателей.
Во-вторых, режиссер очень хорошо передает сложность, неоднозначность и опасность этой операции. Сложности ждут героев на каждом шагу. Сначала раздувшийся скафандр, из-за которого Леонов застрял в космосе. Затем утечка кислорода, из-за чего оба космонавта могли заживо сгореть прямо в корабле. А потом посадка посреди тайги в тридцатиградусный мороз, когда их история могла закончиться на Земле. И хотя зритель знает, что оба героя уцелеют, режиссеру Дмитрию Кисилёву в каждом эпизоде удалось воссоздать напряженную обстановку, свойственную остросюжетному триллеру, в котором малейшая ошибка может привести к непоправимой трагедии.
Сценарий Действие сюжета происходит в 1965 году. Хотя Советский Союз явно лидирует в космической гонке, американцы уже готовят лунную программу. Сверху поступает директива, что СССР должен первым отправить человека в открытый космос, но для этого нужны настоящие смельчаки. Для этого собирают целую команду, но командование останавливает выбор на Леонове и Беляеве. Леонов – человек рисковый, торопится вперед, не боится рискнуть, при этом крайне добрый и порядочный. Беляев, напротив, человек сдержанный, рассудительный, старается мыслить рационально, делать дело, не торопясь. В сочетании они – идеальная команда. Но эту команду трудности поджидают на каждом шагу.
Сначала Беляев повреждает ногу во время прыжка с парашютом. Затем во время испытаний аппарата эксперты выявляют проблемы с проводкой. Уже во время полёта Леонову раздувает скафандр, из-за чего тот никак не может вернуться на корабль. Потом из-за микротрещины в корпусе космического аппарата происходит утечка кислорода. Далее при посадке корабль начинает вращаться без остановки, и героям приходится найти способ, чтобы выровнять траекторию полета. И апогеем всего этого становится Земля, когда запертые посреди бескрайней тайги где-то в Пермском крае, в снежную пургу, при тридцатиградусном морозе им приходится в одиночку ждать помощи.
Итог Конечно, «Время первых» нельзя сразу окрестить идеальным фильмом. Тут тоже имеются определенные огрехи, вроде эпизодов из детства Леонова, которые, на мой взгляд, были лишними. Но фильм цепляет именно драматическим аспектом, демонстрацией человеческой стороны этих событий, ну и, конечно, подчеркиванием сути самого подвига. Поэтому рекомендую к просмотру.
Факты о фильме и создателях:
- Создателям фильма дали доступ только к дизайну космического корабля. Внутреннее устройство до сих пор остается под грифом «секретно».
- Алексей Леонов лично был основным консультантом фильма.
- Изначально постановкой картины должен был заняться Юрий Быков («Майор», «Дурак»), который даже успел отснять несколько эпизодов.
- На вручении премии «Золотой Орёл», неофициально считающейся наряду с «Никой» российским аналогом Оскара, фильм был удостоен 4-х наград, включая за Лучшую мужскую роль (Евгений Миронов), Лучшая мужская роль второго плана (Владимир Ильин), Лучшая музыка, Лучшие визуальные эффекты. Кстати, Владимир Ильин также получил премию «Ника» в аналогичной номинации.