Найти в Дзене

Канал Фараонов - древний путь из Средиземного моря в Красное.

Мало кто знает, но в древности на территории современного Египта существовал канал, который был аналогом современного Суэцкого канала.

Используя этот водный путь, получивший название "Канал фараонов", можно было попасть из Средиземного моря в Красное, только для этого нужно было пройти через устье реки Нил. Канал был расположен не строго на месте Суэцкого, но выполнял ту же функцию — он был важным торговым путем, который связывал страны Средиземноморья с Аравийским полуостровом и открывал короткий морской путь на Восток.

Идея судоходного канала между Красным и Средиземным морями с использованием течения Нила возникла еще в глубокой древности. Аристотель сообщает, что первым строителем канала считается Сесострис*.
*
Сесострис — это собирательный образ египетских фараонов, часто отождествляемый с Сенусертом III (XIX век до н.э.) или Рамсесом II (XIII век до н.э.).

Впрочем, по сведениям Аристотеля канал остался незавершённым, потому что оказалось, что уровень моря выше уровня реки, и строительство прекратили, «опасаясь испортить речную воду, смешав её с морской».

Тем не менее, со времени правления фараона Сети I (XIII век до н. э.) до нас дошли изображения каналов, связывавших Нил с Горькими озёрами, находящимися в непосредственной близости к Красному морю, которые в наши дни являются частью Суэцкого канала.
Один из них ответвлялся от восточного рукава чуть ниже начала Дельты (несколько южнее Гелиополя), другой — восточнее Бубастиса.

-2

По-видимому, в последующие века канал не использовался, постепенно был заброшен, а его русло засыпал песок.

Геродот свидетельствует, что при фараоне Нехо II (VII—VI века до н.э.) была предпринята новая попытка провести судоходный канал от Нила к Красному морю. Он был длиной «в четыре дня пути» и такой ширины, что «две триеры могли плыть рядом». На строительстве канала якобы погибло 120 тысяч египтян, но правителю пришлось отказаться от завершения работ в связи с неблагоприятным предсказанием оракула: «изречение это гласило, что царь строит канал только на пользу варварам».
Возможно, речь идёт об опасениях жречества, что эксплуатация канала вызовет наплыв в страну чужеземцев — греческих купцов, больше всего в нём заинтересованных. Тем не менее Нехо, видимо, успел провести трассировку канала, в общем совпадающую с руслом более северного канала Сети I.

-3

В 525 году до н.э. Египет был захвачен персами. Персидский царь Дарий I, владевший обширной державой, которая помимо Египта включала бо́льшую часть Передней Азии и контролировала торговые пути в Индию, вернулся к идее строительства канала. Очевидно, решению царя предшествовал эксперимент, проведённый по его заданию мореплавателем Скилаком из Карианды, который, согласно Геродоту, доказал возможность прямого плавания из Индии в Египет. Хотя источники: Аристотель, Страбон и Плиний Старший — утверждают, что и персы потерпели неудачу в завершении проекта (Геродот говорит лишь о том, что Дарий I «продолжил» строительство, начатое Нехо II), археологические находки свидетельствуют об обратном.

Вдоль русла канала по приказу царя были установлены несколько гранитных стел с надписями на египетском, древнеперсидском, эламском и аккадском языках, которые в хорошей сохранности дошли до наших дней и были обнаружены после начала строительства современного Суэцкого канала. При сооружении канала Дарий I предположительно воспользовался трассировкой русла, проведённой при Нехо II.

Персы понимали все перспективы столь удачного водного пути, поэтому старый канал Фараонов вновь стал функционировать и стал важнейшей транспортной артерией, которая соединила страны Средиземноморья с Востоком.

-4

В последующие века канал опять пришел в запустение и вновь был расчищен уже царем Птолемеем II Филадельфом. Как сообщает надпись на египетском языке, найденная в Тель Эль-Масхуте (т.н. «Питомская стела»), это событие произошло в шестой год правления царя, т. е. в 277 году до н. э. Кроме того, у выхода канала в Красное море был построен порт Арсиноя.
Постепенное усыхание пелузийского рукава Нильской дельты сделало канал несудоходным уже при царице Клеопатре VII (I век до н.э.).

Канал вновь восстановили при римском императоре Траяне в начале II века н. э., после чего он получил название "реки Траяна" или "рва Траяна" (лат. fossa Traiana).

-5

После завоевания Египта арабами, в 642 году канал был вновь восстановлен арабским наместником Амром ибн аль-Асом, который назвал его «каналом повелителя правоверных».
Но, увы, столь уникальный проект, который в разном виде существовал на протяжении как минимум двух тысячелетий, был окончательно уничтожен в VIII веке. Во времена правления халифа Абу Джафара аль-Мансура из династии Аббасидов было решено засыпать канал. Этот арабский правитель решил перенаправить торговые пути в центральные районы Халифата (через основанную им новую столицу государства - Багдад) и тем самым лишить доходов настроенную антиаббасидски Аравию.

В 1798 году Наполеон Бонапарт, во время своего Египетского похода, рассматривал возможность строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Он побывал на месте канала фараонов в окрестностях Суэца. Остатки древнего сооружения он оценил, как «ров шириной 25 туазов (1 туаз = 1,949 м) и такой глубины, что всадник, находившийся в нём, был совершенно невидим».

-6

Производство предварительных изысканий Бонапарт поручил особой комиссии во главе с инженером Жаном-Батистом Лепером. Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что не позволяло бы построить канал без шлюзов.
По проекту Лепера канал должен был идти от Красного моря к Нилу частью по старому пути, пересекать Нил вблизи Каира и заканчиваться в Средиземном море близ Александрии.

Достигнуть особенно значительной глубины Лепер считал невозможным; его канал был бы негоден для глубокосидящих судов. Расходы на прорытие комиссия Лепера исчислила в 30—40 миллионов франков.

При этом поект разбился не о технические или финансовые трудности, а о политические события: изыскания и расчеты были окончены только в конце 1800 года, когда Наполеон был уже в Европе и окончательно отказался от надежды завоевать Египет. Принимая 6 декабря 1800 года доклад Лепера, он сказал: «Это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи».

-7

Возродился этот грандиозный водный путь только во второй половине XIX века уже в виде современного Суэцкого канала.

Спасибо, что дочитали до конца!

Если статья понравилась, ставьте отметку "Нравится" и подписывайтесь на мой канал. Буду признателен
Есть что добавить? Напишите в комментариях.