“Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности”. (Бертран Рассел)
Наверняка вы были в ситуации, когда ваш собеседник мало что понимает в конкретном вопросе, но при этом считает себя экспертом. У этого феномена есть научное название — эффект Даннинга-Крюгера.
Часто некомпетентные люди считают, что знают больше, чем есть на самом деле, и любят этим хвалиться. Хуже всего, когда это ваше начальство или вышестоящее руководство. Возникает вопрос: «Как этот невежественный человек достиг высокой должности?» Попробуем разобраться, почему так происходит.
Люди, оценивая себя, руководствуются одним из двух основных принципов:
- Сравнением себя с другими
- Анализом ситуации
Первая группа
Люди из первой группы - это как раз те, что ничего не знают, зато всегда знают, как надо. Вы с ними сталкиваетесь каждый день, их девиз по жизни: «Ерунда! Это каждый сможет сделать!». Их ведущий тип мышления - эмпирический, они видят лишь внешние свойства предметов и явлений, не вникая в содержание и природу.
Такой человек обозревает только вершину айсберга и совершенно не думает о том, что скрыто под водой. Это происходит отчасти из-за отсутствия знаний и способности рассчитать последствия и возможные пути развития ситуации. Опыт этой группы мал, и нет причин сомневаться в собственных силах, а что там говорят другие - это их не волнует.
Они уверены в себе и не считают свои ошибки за промахи, полагая, что все их оплошности - влияние внешних обстоятельств, не зависящих от них лично: «это не я, это гвозди кривые», «ванна встала бы как надо, если бы ножки прикручивались к полу», «я это разработал, но производство покачало» и пр. Такие люди не испытывают никакой рефлексии, если что-то вышло не так - они просто уверенно идут дальше. Им, в какой-то степени, легче жить: они пребывают в счастливом неведении относительно многих сторон жизни.
Проведенные исследования эффекта Даннинга-Крюгера среди участников этой группы свидетельствуют: раз за разом, независимо от темы, участники, оказавшиеся в 10 % успеха считали, что они находятся в районе 70% и чувствовали себя экспертами.
А что же со второй группой?
Анализируя ситуацию со всех сторон, люди второй группы мыслят теоретически, связывая все события и явления в единую систему. Они часто впадают в другую крайность: думая, что «знание - сила», они могут безуспешно пытаться решить какую-то сложную задачу и испытывать разочарование в себе и своих возможностях от того, что решение так и не найдено.
Почему же неучи становятся руководителями, а интеллектуалы продолжают сомневаться в себе?
Профаны очень уверены в себе, не осознают своей некомпетентности и переоценивают себя, не признавая заслуг других. Умные же понимают - чем больше «площадь» наших знаний, тем длиннее «длина окружности», которой мы соприкасаемся с тем, что нам неизвестно. Тем самым, понимая глобальность человеческого знания, часто умный человек воспринимает себя как ничтожную песчинку в пустыне Вселенной, испытывая неудовлетворенность и неуверенность в себе.
Подводя итог, можно сказать, что умные люди оценивают то, что знают, а невежды - то, о чем не имеют представления, и проблема еще и в том, чтобы понять: кто вы на самом деле - самоуверенный профан или сомневающийся интеллектуал.