Найти тему

Лидер, провидец, мученик: О наследии Фахраддина Абосзода ко дню его рождения

25 декабря великому сыну талышского народа Фахраддину Абосзода исполнилось бы 64 года. Но 9 ноября он был убит в азербайджанской тюрьме Гобустан в Баку. Этот бесчеловечный акт по отношению к ученому-гуманисту был совершен в день сдачи Шуши. За две недели до этого Фахраддин Абосзода передавал через родственников, что его хотят убить – сначала появилась информация о том, что у него якобы диагностирован коронавирус. Но, видимо, азербайджанским властям очень хотелось, чтобы Абосзода ушел в столь знаковую для Баку дату… На весть о смерти Фахраддина Фармановича появилось множество откликов, в том числе и в Армении, несмотря на сложное время, связанное с самым разгаром войны в Арцахе.

Мы не будем сейчас обращаться к деталям биографии этого выдающегося человека. Сегодня важнее сделать акцент на том, что Фахраддин Абосзода оставил после себя, какое наследие он передал своим потомкам – и соплеменникам-талышам, и миру в целом. В этой связи мы беседуем с профессором Гарником Асатряном, директором Института востоковедения Российско-Армянского университета, одним из ближайших друзей талышского лидера.

- Для начала хочу отметить, что хотя согласно официальной, азербайджанской, версии, Абосзода совершил самоубийство, у нас нет ни толики сомнения, что талышский лидер встретил смерть невинно убиенного мученика. Сам Фахраддин не раз предупреждал о таком исходе и просил не верить в версию самоубийства, сколь бы правдоподобно она ни обставлялась, подчеркивая, что для него, верующего шиита, сводить счеты с жизнью – абсолютно неприемлемо. От себя же добавлю, что не допускаю подобного исхода для борца с такими лидерскими качествами, абсолютно бесстрашного и непоколебимого, любившего жизнь, осознававшего свою миссию и строившего планы на будущее.

Обобщать наследие Фахраддина пока сложно… Должно пройти время, чтобы мы полностью осмыслили сказанное и написанное им, могли верифицировать его идеи. Но уже сейчас следует выделить несколько направлений его мысли: видение будущего талышского народа и его места в общей этнической мозаике региона, размышления о пантюркизме, паниранизме, русской державности и т.д. Это все разбросано по многочисленным публикациям и рукописному наследию Фахраддина Абосзода. Этим должны заниматься сами талыши – молодое поколение его последователей, которые находились при нем, записывали его речи, беседы, печатали его тексты, организовывали публикации его работ. Но это дело не одного дня и даже не одного года.

Могли бы Вы рассказать об основных идеях Фахраддина Фармановича – по намеченным Вами пунктам?

Начну с одного из стержневых моментов его политического видения. Россию Фахраддин Абосзода видел гарантом стабильности на евразийском пространстве: чем сильнее Россия – тем стабильнее регион. Россия, как один из главных мировых полюсов, должна не просто существовать и процветать: это – империя, и должна, по мнению Фахраддина, существовать только в имперской парадигме, она не может быть иной, это не государство в обычном значении этого слова. Многие враги России, в том числе и внутренние, мечтают видеть ее раздробленной, но это привело бы к страшной трагедии, и не только для населяющих Россию народов, считал Абосзода. Он очень ценил державников, полагая что именно они и укрепляют российскую имперскость. При этом Абосзода считал, что Россия – не простая империя. Она – единственная из империй, не колонизировавшая народы, а, наоборот, сохранявшая их. Это как зонтичное государство, под крылом которого могут развиваться малые этнические образования, не способные существовать отдельно в силу объективных причин. Усиление и всеобъемлющее развитие России Фахраддин считал условием развития миропорядка вообще. Именно в этом русле, в рамках российской имперскости, он видел и будущее своего народа.

Талыши, как известно, – иранский народ, и к Ирану у Абосзода не могло быть иного отношения, кроме как к родственной стране с близкой по ряду параметров культурой. Но по его мнению, Иран не может дать талышам то, что способна дать Россия. К тому же талыши Закавказья, как считал Фахраддин, живя в Советском Союзе, вобрали в себя иное видение, во многом сформированное советскими образованием и форматом культуры, и фактически приобщены к иному цивилизационному измерению, отличному от того, в котором живут их иранские собратья. И это притом, что в российском цивилизационном пространстве талыши сохранили свою религию, шиитский ислам, нетронутой – в не меньшей мере, чем их иранские соплеменники, то же самое касается обычаев, традиций и прочих атрибутов единого этноса. Для талышей Закавказья Россия – естественная стихия, в тесной связи с которой они могли бы развиваться гармонично, сохраняя свою идентичность, если бы не нахождение в составе азербайджанского гособразования, проводящего политику жесткой ассимиляции коренных народов и последовательного уничтожения или присвоения их культуры.

Судьбу своего народа Фахраддин Абосзода видел в создании независимого государства Талышистан. Он справедливо считал, что у талышей в Азербайджане нет будущего. Так или иначе, в течение 2-3 поколений вопрос с талышами будет там решен – подобно тому, как он, фактически, уже решен с татами, которые превратились в реликтовый народ. Его радикальный подход к решению вопроса о будущем талышского народа резко отличался от позиции талышских коллаборационистских кругов, которые скорее имитировали национальное движение, чем по-настоящему стремились к свободе. Последние считали, что для талышей главное – создать некую культурную автономию в составе Азербайджана, что, конечно, не выдерживает никакой критики. В плане идеи полной независимости Талышистана Абосзода был непоколебим. Именно поэтому он был столь щепетилен даже в вопросе атрибутики движения. Он, в частности, отвергал флаг Талыш-Муганской Республики 1993 года именно потому, что речь шла об автономном образовании в составе Азербайджана. Флаг, предложенный Фахраддином, – это флаг Бабака Хуррамдина: «хаштпар» (знак вечности с обратным направлением лучей) на фоне пурпурного полотна. Флаг этот символизирует и свободу, и сакральное самопожертвование лидера: символично, что Бабак и Фахраддин родились в расположенных недалеко друг от друга талышских деревнях и носящих созвучные названия – Билалабад в Ардебиле и Былабанд в Лерике, и приняли мученическую смерть от рук поработителей своего народа, Бабак – в Багдаде 7 января 838 года, а его прославленный потомок Фахраддин – в Баку 9 ноября 2020 года. Теперь эти имена неразрывно связаны как символы борьбы талышей за свободу.

Интересны рассуждения Абосзода об армяно-талышских отношениях. Он считал, что армяне – наиболее близкий талышам народ, и их судьбы связаны. Лозунг «Борьба за Арцах – скорее талышский вопрос, чем армянский» принадлежит ему. Фахраддин тем самым хотел сказать, что победа арцахцев в войне с Азербайджаном станет началом освободительной борьбы коренных народов Азербайджана, в том числе талышей. Поэтому он очень переживал за судьбу Арцаха.

Фахраддина особенно волновал вопрос субъектности талышей. Он часто повторял: чтобы народ обрел субъектность, он должен быть готов к самопожертвованию. Без этого стать субъектом любой региональной системы невозможно, независимо даже от того, есть у народа государственность или нет. Субъектность приобретается исключительно на крови сыновей данной конкретной общности. Он приводил в пример армян, которые весь XX век, всю свою новейшую историю, жертвуя ытысячами жизней, обрели эту субъектность – и в виде Первой республики, и в качестве Армянской ССР, и во время независимой Республики. Более того, победа в войне за Арцаха в 90-е гг. несказанно усилило субъектность армян как нации, подняло ее на качественно новую высоту.

Фахраддин был до безрассудства храбрым человеком, не боялся ничего. В ответ на мои предупреждения он резко прерывал меня: «Если кто-то хочет, чтобы его народ жил свободно, он не должен думать об опасности. Страх и жизнь в страхе – не путь борьбы». Он демонстрировал это всей своей жизнью, пожертвовав всем – и семьей, и свободой, и жизнью ради своего народа.

Мощным фундаментом идеологического наследия Фахраддина Абосзода является проект конституции Талышистана, который был опубликован при его жизни. Он был сторонником социалистических взглядов на государственное устройство – видел талышскую республику с государственной собственностью на средства производства, недра, стратегически важные отрасли.

Что касается талышской культуры, Фахраддин был редким ее знатоком, великолепно владевшим тонкостями талышского язык, писавшим стихи на талышском... Никто лучше него не разбирался в талышских традициях, легендах и т.д. Значительная часть наследия Абосзода – его лингвистические труды. Речь идет о многотомных словарях, созданных Фахраддином, а также, разумеется, о «Грамматике талышского языка», изданной в Минске усилиями его ближайшего друга и соратника, основателя Талышской академии Кахином Мирзализаде, увы, также в этом году ушедшего в лучший мир.

Серьезный вклад внес Абосзода и в изучение истории талышского народа, по которой он тоже издал несколько книг. Фахрадддин был удивительно трудолюбивым человеком. Он очень эффективно работал. Таких людей редко встретишь. Самые сложные русские тексты по философии, истории, политологии он великолепно переводил на талышский, причем, вводя прекрасные новые термины на основе талышской лексики. А талышский - один из тех редких языков, возможности которого позволяют создавать любую терминологию на основе собственной языковой фактуры. Талышский по своему словарному составу, терминологическим возможностям, грамматическим особенностям, богатству форм может сравниться с языками, обладающими долгой письменной традицией, – армянским, немецким, английским или русским. И все это богатство талышского языка, культуры было сконцентрировано в Фахраддине.

Я мог вести с ним споры по поводу происхождения того или иного термина, которое он, не будучи специалистом по компаративистике, не мог правильно интерпретировать. Например, мне приходилось разъяснять ему, почему армянское слово «кин» - «женщина» не может быть родственным талышскому «кина» с тем же значением, но при этом родственно талышскому «жен». Или почему топоним Биласувар не может означать «братец Сувар», как некогда считал Фахраддин. Вначале он яростно сопротивлялся «разрушению» народной этимологии, но в характере талышского лидера было очень ценная особенность – услышав обоснованную аргументацию, он признавал правоту собеседника - в отличие от дилетантов, настаивающих на своем до умопомрачения. Как академический ученый, он понимал, что каждая наука имеет свой когнитивный аппарат, игнорировать который невозможно.

Что касатся религиозных взглядов Фахраддина Абосзода, будучи верующим шиитом, он с большим уважением относился к людям иных религий и конфессий, в частности, никогда не видел врагов в суннитах, а талышей- суннитов считал братьями талышей-шиитов. По его мнению, все талыши – один народ, и делить их по конфессиональному признаку недопустимо. Он говорил о том, что некоторые талыши в последние годы стали принимать разные направления христианства, но и к этому он относился спокойно, утверждая, что этнос определяется не только религиозной принадлежностью.

Фахраддин Абосзода был первым, который - еще десятилетие назад - указал на серьезное присутствие экстремистских исламских элементов в Азербайджане. Он отмечал, что фактор радикального суннизма в республике будет постоянно усиливаться и использоваться властями для полного нивелирования иранского культурного влияния и перехода страны в турецкое русло, что, собственно, и произошло. При этом он был убежден, что шиитская составляющая не просто не ослабнет, но наоборот, обострится как часть самосознания у всех – не только, скажем, талышей или татов, но и у той части собственно азербайджанцев, которые не считают себя «турецким субэтносом», а желают сохранить собственную идентичность. То, что я сейчас наблюдаю в среде талышей, - это действительно всплеск шиизма на фоне жестких попыток османской суннизации Азербайджана. Заметьте, события последних месяцев отмечены молчанием и абсолютной невовлеченностью в процессы в регионе «главного шиита» страны Аллахшюкюра Пашазадэ. По идее, духовный лидер Азербайджана мог бы не раз обратиться к народу в период войны, но явное присутствие в парадигме происходящего османского брата не позволяет ему проявлять хоть какую-то активность.

Я знаю, что Фахраддин Абосзода озвучивал тезис о том, что если Армения «инвестировала» бы в талышский народ, это существенно повлияло бы на вопросы безопасности обоих армянских государств … Что имел в виду талышский лидер, используя термин «инвестировать»?

Он имел в виду, что армяне как состоявшийся народ, имея древнюю историю, государственность и традиции гуманистического подхода к окружающим их народам, могли бы принимать более активное участие в сохранении и промотировании культуры талышского народа, в укреплении самосознания талышей, развитии объективного видения мира среди них и т.д. Фахраддин считал, что Ереван должен быть центром формирования талышской общественно-политической мысли, коль скоро Баку полностью отвергает устремления талышей. Это предполагало бы создание разного типа обещественно-политических и культурных институтов, в деятельность которых могли бы быть вовлечены талыши. Сам Фахраддин, как я уже отметил, к армянам относился как к близкому, даже родственному народу. В моей дружбе с ним, протяженностью не в одно десятилетие, никогда не было недопониманий, вызванных национальным вопросом. Ведь армяне и талыши действительно близки по многим категориям, и отнюдь неслучайно. Оба народа – автохтоны региона, жили здесь тысячелетиями.

Вы говорили об учениках Фахраддина Абосзода, которые должны работать над наследием своего учителя. А есть ли среди талышей достойные последователи ушедшего лидера?

Конечно есть, и их очень много. Имена, однако, называть не буду – мы знаем, как поступает с неугодными алиевская репрессивная машина. Скажу только, что это – талантливые и образованные молодые ученые, активисты Талышского движения, которые впитали в себя идеологию своего учителя. Им предстоит, прежде всего, обобщить все публикации и рукописи Фахраддина. Я знаю, что в последнее время он работал над фразеологическим словарем талышского языка. Эту рукопись необходимо издать. Надо последовательно редактировать и издавать и другие труды – на талышском, азербайджанском и русском языках. К примеру, Фахраддин написал учебник «Введение в политологию» на азербайджанском языке, когда был еще преподавателем Бакинского университета. Книгу необходимо переиздать и перевести на русский. Нельзя не обратить внимание и на письма Абосзода из московского СИЗО, которые также следует опубликовать… Архиважная задача – детально восстановить последнее слово Фахраддина Абосзода на суде в Баку. До меня дошли лишь отрывки из его выступления. В частности, в конце он сказал: «Я ни на шаг не отступлю от своего пути. Из каждой капли моей крови вырастут тысячи таких, как я, – еще более сильных, уверенных в себе и целеустремленных!». Это очень важный текст. Думаю, если удастся опубликовать его полностью, он станет манифестом не только талышского движения, но и борьбы всех коренных народов региона за свою свободу. Далее, видимо, последует скрупулезная работа по каждому из пунктов – от подхода Фахраддина к талышской культуре, к государственным атрибутам будущего Талышистана (флаг и т.д.) до общих взглядов на миропорядок и т.д. Я надеюсь, что его последователи займутся этим важным и благородным делом. Нам предстоит узнать много нового из богатейшего наследия Фахраддина Абосзода – настоящего лидера, героя, мученика, а также искреннего и преданного друга нашего народа. Когда идея Фахраддина о свободном Талышистане воплотится в жизнь, уверен, в стране, уже свободной, многое будет носить его имя, память его будет увековечена повсеместно. А я предлагаю арцахским властям назвать одну из улиц Степанакерта именем этого выдающегося человека, отдавшего жизнь не только за свободу своего народа, но и за столь любимый им Арцах, которым он так всегда гордился.

Источник: https://voskanapat.info/?p=39097&l=ru