Какой бы бедной страной не выглядел Вьетнам в глазах некоторых, но у них есть то, что в других странах доступно не всем. А именно свежие фрукты, овощи и многие другие продукты круглый год и по доступным для населения ценам.
Вьетнамцы "не верят" в холодильники и морозилку (по крайней мере в Нячанге и других приморских местечках), ибо им привычнее каждое утро ехать на рынок и покупать свежее, живое и только что с грядки. В большинстве своём вьетнамцы не покупают продуктов на неделю, не затаривают холодильник, не готовят в прок.
Многих моих знакомых удивляет наличие у меня заготовок на неделю "первое, второе и компот", чтобы не тратить время каждый день. Если блюду в холодильнике больше пары дней, оно автоматически становиться "с душком" и не важно, что холодильник и создан для долгого хранения. Про морозилку и речи не идёт.
Но с появлением супермаркетов и прочих благ цивилизации меняется и быт местного населения. Рынки все также популярны, но некоторые предпочитают закупаться в свободное время, не торопясь разглядывая товар и, что важно, покупать по фиксированной цене. Плюс в больших магазинах можно купить все необходимое в одном месте.
Я заметила 4 популярных супермаркета во Вьетнаме: тайский Big C, корейский Lotte и два местных - Vinmart и Co.opmart. Многие туристы и экспаты больше покупают именно в суперах, а не на рынке, потому что там точно не накрутят цену, все на ценниках. Ну и конечно вопрос правильного хранения не стоит.
У меня есть небольшое хобби - прогуливаться по супермаркетам в поисках интересностей. Итак, чем же отличаются супермаркеты во Вьетнаме от российских?
- Наличие пробников, порой для неожиданных товаров, таких как зубная паста или же кондиционер для белья. Нет, это не значит, что вы можете опробовать товар, но почувствовать запах - пожалуйста. Наверняка хоть раз в жизни вы откручивали крышку ещё не купленного шампуня, чтобы понять, чем же именно он пахнет (и ваши волосы в последствии). Так вот подобные пробники отличный маркетинговый ход и очень удобно. Я была удивлена видя примеры средств женской гигиены разных производителей, можно буквально пощупать, понять размер.
Очевидно, что если на рынок при закупке придёт пробник, то он явно до покупателя не дойдёт.
2. Подарки - это всегда приятно. В российских супермаркетах я не видела такого разнообразного обилия подарков при покупке товаров. Здорово то, что не нужно собирать крышечки или регистрировать покупку на сайте, чтобы получить кружку. Все банально примотано скотчем к вашей покупке, ну или лежит рядом. Причём подарок очень редко коррелирует с покупаемым продуктом. Например, купив стиральный порошок, вы можете получить растительное масло в подарок, купить шампунь и забрать набор стаканов. Часто бонусный предмет может превосходить покупку по стоимости или быть равным: купите шампунь и бальзам, а бесплатно вам достанется хороший фен. Таким образом можно целые сервизы дома собрать (что вьетнамцы и делают с успехом, кстати).
Мои друзья уже особо не покупают ребёнку игрушки, они почти всегда идут в подарок к подгузникам.
Думаю здесь тоже не нужно объяснять, что на рынках подобные товары с подарками на прилавках не окажутся, найти их, скорее, можно в домах продавцов.
3. Постоянные дегустации. Опять-таки классный ход можно и сосиски попробовать и даже лапшу быстрого приготовления. И не сырыми (в случае с сосисками), а свежеприготовленными. На рекламных стендах всегда мини кухня.
Понятно, что это всё заслуги азиатских маркетологов. Но иногда и сами суперы таким образом мотивируют покупать именно у них, делая запросы у поставщиков. Конкуренция.
Бывали во вьетнамских супермаркетах? Замечали подобное? Есть ли подобные вещи у нас?👇