В современном обществе, перенасыщенном информацией, даже самый известный праздник христианского мира стал далеко не тем, что он означал раньше. Если ввести в поисковики слово "Christmas"* и посмотреть картинки, то мы увидим ёлки, Санта Клауса, певицу Mariah Carey, фильм "Один дома", подарки и много чего ещё, но почти не увидим картинок о том событии, которое произошло более 2 тысяч лет назад. Кстати, если ввести слово "Рождество", то Google выдаст примерно то же самое, что при запросе на английском, а вот Яндекс всё-таки показывает некоторые рождественские картинки, например, вот эту.
Согласно исследованию трёхлетней давности (по ссылке) американское общество постепенно утрачивает связь Рождества с его христианскими корнями, для всё большего числа людей - это просто культурное событие, возможность отдохнуть, провести время с семьёй, друзьями, подарить и получить подарки, посмотреть фильмы с рождественской тематикой, послушать рождественские мелодии. Более того, даже исповедующие себя христианами постепенно утрачивают веру в такие ключевые факты, связанные с Рождеством, как рождение Иисуса Христа от Девы Марии в яслях Вифлеема, физическую смерть и воскресение и т.д. Постепенно утрачиваются традиции посещения Церкви, размываются границы религиозного и светского, да и сам Господь Иисус как-то исчезает из повестки дня. Где же Он на Рождество, как Его найти и не потерять потом?
Вернёмся во времена, когда всё только начиналось, прочитав 2-ю главу Евангелия от Луки.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел:
не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу:
пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.
И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, как им сказано было.
(Евангелие от Луки 2:8-20)
Евангелист Лука подробно описывает многие обстоятельства, связанные с приходом Мессии - чудесное рождение Предтечи, который приготовит путь Христу, удивительную встречу Иоанна и Иисуса, когда они ещё были во чреве своих матерей и потрясающий Магнификат** Девы Марии, переезд из Назарета в Вифлеем и многое другое. Именно в Вифлиеме, городе Давида, по пророчеству должен был родиться Спаситель. В его окрестностях паслись ягнята, предназначенные для жертвоприношений в восстановленном иерусалимском Храме. Возможно, пастухи заботились именно об этих животных, а потому знали, где находятся ясли и смогли быстро найти Младенца, о Котором им рассказали Ангелы.
Надо сказать, что работа пастуха была не очень уважаема в религиозных кругах израильского общества тех лет, так как отнимала много времени и не давала возможностей для частого посещения синагоги и исполнения различных религиозных ритуалов, например, омовений. Однако, и Давид, и Моисей были пастухами, и этот опыт помог им в служении народу Божьему, да и Сам Господь нередко сравнивается с пастухом (пастырем). В глазах Божьих ценно не внешнее благополучие или положение в обществе, а то, кем является человек перед Богом. Очевидно, эти пастухи чем-то угодили Господу, и им была оказана честь стать первыми свидетелями человеческого воплощения Бога. Посмотрим на одну характеристику их поведения, которая может быть полезна верующему человеку.
Ангел Господень обращается к пастухом словами: "не бойтесь". Это важное начало, потому что люди, оказавшиеся в присутствии посланников небес, как правило, падали на землю в ужасе, увидев славу Божью. Далее Ангел возвещает им о великой радости пришествия Мессии*** в мир как Человека, о Котором было множество пророчеств, включающих и место рождения, и линию Давида и даже время пришествия. Лука, начиная своё Евангелие с "великой радости" Рождества, заканчивает ей же, - когда Господь Иисус возносится на небеса, Его ученики возвращаются в Иерусалим с "великой радостью" (Лк.24:52). Совпадает и то, что эта радость побуждает и пастухов, и учеников идти и совершать поступки, прославляющие Бога. Ангел пророчествует, что пастухи найдут Младенца в яслях, и они сразу после отшествия Ангелов на небо идут на поиски Спасителя, не медля ни минуты, "поспешив".
Посмотрим как это слово**** используется в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета, широко распространённым во времена пришествия Христа), чтобы понять его смысловое употребление в Библии. Первый раз оно встречается в эпизоде встречи Авраама с Ангелами, когда он спешит приготовить для них угощение, эти же Ангелы призывают Лота поспешить покинуть Содом и Гоморру, Ревекка в спешке поит верблюдов раба Авраамова, Иосиф просит братьев поспешить и привести отца в Египет, Моисей поспешно кланятеся Богу при Его явлении, Иисус Навин с народом в спешке переходят Иордан, вестники спешат принести информацию о победах и поражениях, Авигея спешит спасти свою семью от разгневанного Давида, Иоас призывает собирать средства для обновления дома Господня, но левиты не спешат, Соломон учит не спешить произносить слова перед Богом, Исайя говорит о судье на престоле Давида, который стремится к правосудию, Иеремия призывает бежать от бедствия с севера, наконец в книге Михея (4:1) говорится о "горе Господней", к которой "потекут" (или "поспешат") народы.
В Новом Завете Лука использует это слово в истории с Закхеем, который по просьбе Христа спешит оказать гостеприимство, а также говоря о Павле, спешившему в Иерусалим на Праздник Пятидесятницы и затем по словам Христа спешившему покинуть Его, так как там не примут свидетельства о Мессии (Деян.20:16, 22:18). Также это слово употребляется во Втором Послании Апостола Петра (3:12), где он пишет о стремлении верующих к "дню Божию", когда старый мир исчезнет и наступит Царство Христа в силе и славе.
Как видно из этих текстов, спешка пастухов была оправдана, они поняли, что в данный момент нет ничего важнее, чем поиски Христа, они пошли и нашли Младенца, рассказали о том, что им возвестили Ангелы, а потом возвратились к своей работе, не забывая славить и хвалить Бога. Во всей этой ситуации есть некоторая гармония, которой часто не хватает в нашей жизни: мы можем быть так увлечены работой или заботами, что никак не можем найти достаточно времени для молитвы, изучения Писания или служения ближним. Но бывает и так, что оправдываясь "духовными" обязанностями, мы пренебрегаем насущными нуждами - ленимся, откладываем на потом то, что могло бы помочь нам в личном и профессиональном развитии, что могло бы помочь тем, кто нуждается в помощи. Это так похоже на ситуацию с людьми, которые отказывались о заботе над своими родителями, говоря, что всё имущество посвящено Богу или когда имеющие достаток или возможности "затворяют сердца" перед нуждающимися, говоря: "Я помолюсь, чтобы твои проблемы были решены". Апостол Иоанн говорит: "Станем любить не словом или языком, но делом и истиною". Часто для этого нужно поспешно встать и идти туда, где требуется наше участие.
Как же найти Христа на Рождество, а потом не потерять Его?
Подобно пастухам быть готовым услышать то, что хочет от нас Господь, а потом без промедления исполнить Его волю!
Итак, прошло Рождество, события которого Мария хранила в своём сердце, потом она с мужем ходила в Иерусалим для исполнения положенного по закону Моисееву, им встретились праведные Симеон и Анна, возвестившие пророчества о Младенце, а потом они вернулись в свой Назарет, и жизнь пошла своим чередом. Конечно, Иисус не был обычным ребёнком, "благодать Божья была на Нём", но чудес или удивительных событий больше не происходило, эмоции поутихли, начались будни, о которых знают многие семейные люди. Работа, заботы о доме и хлебе насущном, которые день за днём отнимают былую радость и приносят новые и новые беспокойства.
Одно дело, когда тебе 18 лет, вся жизнь впереди, весь мир открыт, всё интересно и на всё хватает энергии...Но вот пролетел десяток-другой лет, тебе уже за 30 - семья, дети, кредиты, родственники, проблемы на работе, проблемы со здоровьем - и ты как пони, бегущий по кругу без остановки, всё, что ты видешь - это узкая полоска беговой дорожки перед тобой. Трудно сказать, какова была жизнь у Святого Семейства, но вполне логично предположить, что Иосиф и Мария за годы несколько охладели по поводу роли Иисуса в судьбах человечества, ведь и после рождения они удивлялись пророчествам о Нём, да и после начала служения Христа порой происходили события, где они не вполне понимали Его.
Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему:
Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
Он сказал им:
зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
Но они не поняли сказанных Им слов.
И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
(Евангелие от Луки 2:41-52)
Как и многие благочествие иудеи того времени, они приходили на Пасху в Иерусалим "по обычаю". Здесь сразу стоит оговориться, что слово "обычай" не носит строго негативного оттенка, например, у Христа был "обычай" ходить на гору Елеонскую помолиться. Но обычаи, конечно, бывают и плохие, о чём пишет автор Послания к Евреям (Евр.10:25). Однако, кое-что из этой поездки всё-таки вызывает вопросы.
Во-первых, кажется странным, что Мария с Иосифом не проверили перед отправлением, что Иисус куда-то пропал. Конечно, Он был уже не младенец, в 12 лет мальчик по традиции становился мужчиной и мог изучать Закон, и вполне мог идти вместе с родственниками или друзьями, но ведь Он - Мессия, и к Нему нужно было бы относиться с большим вниманием. Вряд ли Его родители сделали это из-за беспечности, вероятно, Бог промыслительно использовал эту ситуацию, чтобы напомнить им о том, Кто Он такой.
Во-вторых, что видится более важным - родители были в Иерусалиме только два "обязательных" дня праздника, после которых начинались "дополнительные" дни, когда происходило изучение Закона через обсуждение вопросов с раввинами. Родители по какой-то причине не хотели оставаться дольше обязательного минимума, но Иисус впервые получивший возможность задавать вопросы, использовал это в полной мере. Есть разные варианты того, сколько дней прошло с момента ухода Марии и Иосифа из Иерусалима до нахождения Иисуса. Первый вариант: три дня - один день они шли от Иерусалима, один день обратно, один день искали Его там; второй вариант: пять дней: если начинать отсчёт с момента возвращения родителей в Иерусалим - в этом случае они бы нашли Его в последний, 7-й день праздника.
Так или иначе, прошло достаточно много времени, и Мать Его говорит, что они с Иосифом, искали Его "с великой скорбью" *****. В чём была причина боли и страданий, сказать трудно, но мы видим здесь очень важную деталь - Мария называет Иосифа отцом Иисуса, но Он тут же поправляет, что Его Отец - Бог, Он находится в том месте, где человек в то время ближе всего был к Богу - в иерусалимском Храме. Более того, только Иисус мог сказать "Отец Мой", другие говорили "Отец наш", это одно из указаний на равенство Иисуса с Богом, которое тогда Мария с Иосифом не могли осознать, так как это ещё не было для них открыто.
Конечно, можно понять состояние Марии, любой, кто хоть раз терял детей даже на небольшое время, знает, что тут же возникают страшные картины того, что могло произойти с ребёнком без присмотра. Тем более, в этом случае прошли дни, а время тогда было намного более опасное, чем сейчас. К тому же, могли появиться мысли о том, что Бог дал такую огромную ответственность, а они с ней не справились, и их могло ожидать страшное наказание.
Интересный комментарий на этот текст даёт У.Макдональд:
"Прежде чем судить Иосифа и Марию, вспомним, что и мы легко можем пройти свой дневной путь, думая, что Иисус находится среди нас, когда в действительности мы потеряли контакт с Ним..."
(Библейские комментарии для христиан)
Блаженный Феофилакт Болгарский предполагает, что Иосиф и Мария не боялись, что Иисус мог где-то потеряться или заблудиться, они боялись, что Иисус оставил их, а именование Иосифа отцом было сделано для того, чтобы окружающие их иудеи не соблазнились о Нём.
В любом случае, из этой истории можно вынести следующее - осознание, что ты потерял Христа, причиняет огромную боль и страдания. Из истории с пастухами мы видим как они без промедления пошли искать Иисуса, Мария и Иосиф сделали то же самое. Но они были на расстоянии дневного пути от Иерусалима, у них не было указаний от Ангелов, где искать и вообще найдут ли они Его. Было уже темно, возвращаться было опасно из-за разбойников, которые стерегли дороги в город. Возможно, эти три дня стали прообразом ещё более страшных трёх дней осуждения, распятия и смерти Иисуса на кресте, ведь и произошло это также на Пасху. Предание и иконописная традиция связывают Богородицу с жёнами-мироносицами, которые первыми узнают о Воскресении Христа. Иногда она включается в число этих женщин, иногда считается, что Ангел ей первой возвестил эту радостную весть (ссылка). Так или иначе, потеря Христа и обретение Его в Храме сыграли немаловажную роль в жизни Богородицы.
Как же, потеряв Христа, снова обрести Его?
Искать, не останавливаясь, возвращаться туда, где Он был потерян, взывать к Нему и, получив ответ, хранить его в своём сердце, как делала Мария и на Рождество, и на Пасху.
Итак, читая тексты из Евангелия от Луки, мы увидели людей, которые искали Христа и находили Его. Порой это был радостный и непродолжительный поиск, порой этот поиск сопровождался болью и мучениями и занимал значительное время. Но тот, кто прилагает усилия в своём поиске, не останавливается на полпути, не сдаётся, но усерден в своих поисках, тот находит то, что ищет. А после того, как находит, хранит это драгоценное сокровище в своём сердце, даже если не понимает значения всего, что с ним происходит.
Как говорит Господь: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят...".
Автор: Марат Загидуллин (Facebook. @MaratZa в Telegram)
Страница на Patreon. (ежемесячная поддержка).
Поддержать проект: PayPal, (карта, телефон, Яндекс.Деньги) здесь.
*Рождество (англ.)
** По первому слову первого стиха Лк.1:46-55 «Magnificat anima mea Dominum» (лат.) — «Величит душа Моя Господа…»
*** Помазанник (ивр.) - Христос (гр.)
**** σπεύδω (гр.спеУдо) - торопить(ся), подгонять, ускорять, спешить, усердствовать, усердно желать
***** букв."мучаясь, страдая, будучи охваченными болью, скорбя"