Найти в Дзене
soullaway soullaway

Синти-поп группы, пережившие 80-е

Идея сделать этот пост мне пришла в голову после написания материала о Depeche Mode. При всей гениальности Depeche Mode, они были не единственные, кто, начав в 80-е с простенького, но искреннего синти-попа, сумели пережить скоротечную музыкальную моду и сохранить интерес публики к своему актуальному творчеству. В этом посте я бы хотел вспомнить их коллег по синти-поп сцене, которые и сейчас продолжают, ну или до недавнего времени продолжали сочинять и записывать интересный материал.

А начнем мы с соотечественников Depeche Mode – легендарного дуэта Pet Shop Boys, которых можно смело назвать Motörhead-ом от синти-попа, в плане стабильности и неиссякаемой творческой энергией. Музыку, которую играют парни, многие критики характеризуют как интеллигентный синти-поп. Пожалуй, я соглашусь с этим определением и не стану изобретать велосипед. Под музыку этих парней можно не только отжигать на танцполе, ее можно (и нужно!) также вдумчиво слушать, вникая в нюансы аранжировок и мелодических ходов.

Pet Shop Boys стали суперзвездами на рубеже конца 80-х – начала 90-х. Я думаю, их суперхиты «It's A Sin» и «Go West» не слышал только глухой. Особенно, по понятным причинам, в России популярность приобрела последняя. Кстати говоря, эта песня является кавер-версией группы Village People, и изначально под призывом Go West подразумевалось тихоокеанское побережье Америки, однако Pet Shop Boys совершенно неузнаваемо изменили песню, введя в нее геополитический подтекст, благодаря созвучию с гимном СССР и стильным видео, крутившемся по тогдашнему MTV. Получилось как минимум остроумно и креативно.

Впрочем, в каждом альбоме группы (а их на сегодняшний день 14) есть что послушать, ведь каждый из них неизменно попадал в топ-10 британского чарта, то есть ни одного провала за почти сорокалетнюю карьеру на сцене. При этом группа узнаваема, ее ни с кем не спутаешь, и звук меняется лишь под влиянием идущих вперед технологий, оставаясь при этом узнаваемым. Когда я включил их последний на данный момент альбом Hotspot, записанный в этом году, я с первых аккордов понял, что способность сочинять въедливые запоминающиеся мелодии парни не потеряли. Судя по всему, они просто не умеют делать скучную музыку.

-2

Далее мы переберемся в страну фьордов, тру-блэка и триллеров Ю Несбё. Да, речь о Норвегии. В отличие от соседей-шведов, давших миру многих звезд поп-музыки, Норвегия больше специализируется по тру-блэку и агротеху с дарк-электро. Но, тем не менее, свой вклад в мейнстримную музыку норвежцы внесли.

Речь, как вы уже догадались, о группе A-Ha. Начав также в 80-е, они быстро взорвали хит-парады с песней «Take on Me». Ну, ведь слышали вы ее, правда, ведь? А многие и подпевали, и ногами притопывали в такт. Ибо музыку парни делать умеют. Плюс уникальный голос вокалиста Мортена Харкета. Кстати, занятный факт, в норвежском дубляже известного отечественного мультфильма «Жил-был пес» он озвучивал Пса (Волка, кстати, озвучивал небезызвестный Рыбак).

Ну, речь у нас идет о группе, а не творческих проектах ее участников. В начале 90-х интерес к A-Ha снизился, и группа приостановила деятельность. Однако в 1998-м состоялся триумфальный реюнион. Группа не просто отдохнула и набралась сил, а еще и переосмыслила свое творчество. Вышедший в 2000-м Minor Earth Major Sky отличается от альбомов 80-х примерно также, как депешмодовский Songs of Faith and Devotion отличается от, скажем, Construction Time Again. По стилю это уже, конечно, не синти-поп, а скорее, поп-рок. Аранжировки стали богаче, и разнообразнее. И с хитами полный порядок. «Summer Moved On», к примеру, одна из моих любимейших песен, в ней прекрасно все, в том числе и личный рекорд Харкета, державшего одну ноту в течение 20 секунд. В этом же ключе выдержаны и последующие альбомы. После 2009-го группа вновь собралась было уйти со сцены, но, тем не менее, вернулась, и записала таки в 2015-м году последний на сегодняшний день альбом Cast in Steel, продолжающий музыкальную линию дисков 2000-х и вошедший в топы британского и немецкого чартов.

-3

А теперь наш путь лежит в Германию. Первая группа, о которой хочется сказать – это Kraftwerk. Да, это гораздо шире, чем синти-поп 80-х, но не упомянуть о ней в этой статье было бы неправильно, на мой взгляд. Это старейшая группа, занимающаяся электронной музыкой аж с 1970 года (!), заложила основы практических всех направлений в этой стилистике, в том числе и синти-попа, и пережила она не только 80-е, но и 70-е, когда к ней пришел успех. Хиты «The Robots» и «Das Model», обеспечили Kraftwerk заслуженную славу и уважение многих музыкантов в разных жанрах, подтверждение чему множество кавер-версий, от The Cardigans до Rammstein.

В 90-е и 2000-е активность группы была невысокой, однако в 2003-м году вышел альбом Tour de France Soundtracks, на сегодняшний день пока что последний, побывавший в топ-10 чартов Дании, Финляндии и Швеции, а на родине достигший первого места! В начале 2010-ых музыканты объявили о работе над новым материалом, но пока что ничего из-под их пера не выходило. Что ж, подождем.

-4

А дальше уже идут легенды собственно синти-попа, одна из значимых групп в этом направлении – Camouflage. Группа выстрелила сразу с дебютным синглом «The Great Commandment» в 1987-м году. Это канонический синти-поповый танцевальный хит, его отголоски услышать можно много где и много у кого, в том числе и наших попсовиков конца 80-х.

Только вот немцы всю свою карьеру развивали совершенствовали свою музыку, звук, вплетая в него и «живые» инструменты. Справедливости ради надо сказать, что эксперименты эти не всегда были удачны, и их работы 90-х на фоне яркого дебюта скучноваты. Думаю, из-за этого и из-за смены музыкальной моды в 90-е интерес к группе упал. Однако в 2003 году вышел альбом «Sensor», имевший успех, с интересными мелодиями и аранжировками, рассчитанный скорее на вдумчиво прослушивание, нежели на танцевальный угар. По песням «Me and You» и «I Can't Feel You», чувствуется, что музыканты не стоят на месте. Конечно, они сейчас не столь влиятельны, как те же Pet Shop Boys, но альбомы выходят, пусть и не столь регулярно, и попадают в чарты. Последний, «Greyscale» вышел в 2015-м году и слушается достойно статуса Camouflage.

-5

Еще одни герои 80-х из Германии, до сих пор находящиеся на сцене – это Alphaville. Предположу, что большинству наших слушателей группа эта известна по каверу на их хит «Big In Japan» в исполнении тяжелых альтернативщиков Guano Apes. Тем не менее, эту песню стоит послушать и в оригинале, да и в целом их дебютный альбом 1984-го года Forever Young прекрасен. Буквально каждая композиция на нем хит, так и просящийся в радио-и теле эфиры. Последующие альбомы были, на мой взгляд, не столь яркие, как дебют, но надо отметить традиционную для синти-поп-групп эволюцию в сторону поп-рока с включением в аранжировки живых инструментов. В каждом альбоме есть интересные моменты, и каждый альбом вызывает интерес у слушателей, во всяком случае у себя на родине и в Европе. И хотя перерывы между альбомами у группы, впрочем, как и у многих ветеранов, увеличиваются, в 2017-м вышел их пока что последний альбом, Strange Attractor, представляющий собой качественный поп-рок, где просто все сделано как надо: и мелодии, и аранжировки, и вокал.

-6

Ну и, раз уж мы вспомнили Camouflage и Alphaville, грех будет не вспомнить и их коллег по сцене Boytronic. A, B и Cнемецкого синти-попа, если обратить внимание на заглавные буквы названий этих славных коллективов. Ведь случайных совпадений не бывает, верно? Разумеется, наибольший успех к ним пришел в начале 80-х, как-никак рассвет стиля и мода. И, надо отдать группе должное, испытание модой и временем группа с достоинством выдержала. Они, в отличие от других героев синти-попа, остались верны синтезаторному звучанию, благодаря чему звучат для 2010-х годов немного винтажно, на мой взгляд. Но в этом и заключается прелесть. Сейчас мы живем в эпоху смешения стилей, и если есть группы, играющие классический ритм-н-блюз или хэви-метал, то и в классическом синти-попе ничего зазорного нет. Тем более, если это делается с душой и качественно. Группа сейчас находится в тени своих более именитых коллег, но выпускает неплохие альбомы, несмотря на частые смены состава и различные неурядицы, в том числе и самоубийство одного их основателей группы Питера Савацки в 1998-м году. Вот и в 2019 вышел альбом The Robot Treatment, перерыв между ним и предыдущим, Jewel, составил всего лишь 2 года, что не может не радовать.

В заключении просто скажу, что не стоит искусственно ограничивать свой музыкальный кругозор определенными стилями и направлениями. Я синти-поп до определенного времени не жаловал, однако ознакомился с ним, в том числе и под влиянием каверов на синти-поп-хиты от тяжелых групп, нашел в нем немало для себя интересного. Чего и вам желаю. Слушайте хорошую музыку!

А на сегодня все, и спасибо вам за внимание.