Фильм Netflix «Манк» (2020) режиссера Дэвида Финчера представляет особый интерес для киноманов, поскольку он вращается вокруг написания сценария «Гражданина Кейна» (1941) Германом Дж. Манкевичем. Насколько значение слова «бутон розы» было загадкой - хотя и немного уловкой, - которую репортер Джерри Томпсон намеревался разгадать в этом фильме Орсона Уэллса, вопрос об авторстве сценария к нему тоже был. Хотя Герману Манкевичу и Орсону Уэллсу, совместно упомянутым в фильме, была присуждена награда Академии за лучший оригинальный сценарий, киновед из Нью-Йорка Полин Кель вызвала споры в своем эссе 1971 года «Воспитание Кейна», указав на Германа. Дж. Манкевич. Режиссер, критик и актер Питер Богданович, как известно, придумал свое опровержение в статье в «Esquire» под названием «Мятеж Кейна» в 1972 году при участии Уэллса. Фильм Дэвида Финчера на Netflix «Манк» (2020), сценарий которого написал его отец Джек Финчер, напоминает об этом споре.
Вдохновением для сценария Джека Финчера могло послужить эссе Полин Кель длиной в 50 000 слов, написанное в ее увлекательном стиле, в котором была заслуга Манкевича, но это в некоторой степени лишило Уэллса блеска. Финчер использовал некоторые из процитированных в нем рассказов и остроумных замечаний. Следующий абзац из ее эссе представляет собой краткое изложение того, как Манкевич приступил к созданию своего сценария, показанного в «Манке»: «Орсона Уэллса не было рядом, когда писали« Гражданин Кейн », в начале 1940 года. Манкевич, ковыляя на сломанной ноге в Огромный актерский состав был отправлен - вдали от соблазнов - на гостевое ранчо миссис Кэмпбелл в Викторвилле, штат Калифорния, в шестидесяти пяти милях от Лос-Анджелеса, чтобы написать сценарий. У него были медсестра и секретарь, которые присматривали за ним и Джоном Хаусманом, чтобы он продолжал работать, и все они жили там около трех месяцев - на ранчо для парней и в доме отдыха, где алкоголь был запрещен и недоступен - до первого черновика книги. Гражданин Кейн, которого просто и грозно называли американцем, был завершен ».
Мэнк колеблется между двумя временными периодами: настоящим (1940) и прошлым (1930-е), охватывающими карьеру Манкевича в Голливуде как сценариста после появления звука. Структура напоминает «Социальную сеть» Дэвида Финчера (2010), в которой чередуются показания, проведенные в настоящее время (примерно в 2008 году), и период с момента рождения Facebook до ухода Шона Паркера из компании в 2005 году. Социальная сеть дает предысторию для показаний, показывающих генезис нового предприятия и динамику отношений между людьми, связанными с ним. Мэнк также дает фон, изображая саморазрушительные дни Манкевича в Голливуде, в течение которых, помимо выпивки, он играл с другими сценаристами, многие из которых (такие как Бен Хехт и Чарльз Ледерер) наняты им. Это было время, когда такие как Луи Би Майер и Ирвинг Талберг, управляли своими студиями. В воспоминаниях также рассказывается, почему Манкевич решил обнажить жизни людей, с которыми он дружил, - газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста, по образцу Чарльза Фостера Кейна, и Мэрион Дэвис - девушки и актрисы Херста, на которой частично была основана Сьюзен Александер.
Похоже, что в те дни Голливуд был республиканцем, и MGM создавала фейковые новости, используя предварительную кинохронику, чтобы влиять на избирателей во время выборов 1934 года на пост губернатора Калифорнии. Манкевич (Гэри Олдман) возмущен в фильме, когда продюсер MGM Ирвинг Талберг (Фердинанд Кингсли) просит его сделать пожертвование для кандидата от республиканцев Фрэнка Мерриама, который выступал против кандидата от демократов Аптона Синклера на тех выборах. Однако настоящий Манкевич был «в основном консервативным» - согласно Мэтью Дессему в своей статье «Что такое факт и что такое вымысел в Манк» - и он не был среди писателей, которые отказались делать пожертвования Мерриам. Но его показывают разочарованным в Голливуде - боссы студии, а также Херст, бывший левый нападающий, повернувший направо, фильмы которого распространяла MGM. К этому добавляется Шелли Меткалф (Джейми МакШейн), друг Манкевича, режиссер тестовых кадров, которому поручено создать фальшивые кадры кинохроники, порочащие Синклера. Манкевич тщетно пытается вытащить фальшивые фильмы Синклера. После поражения Синклера Меткалф чувствует, что снятые им фальшивые кинохроники привели бы Синклера к губернаторской потере, и совершает самоубийство, когда у него диагностирована болезнь Паркинсона. Это вымышленный персонаж фильма. Фактически, именно Феликс Файст-младший сделал эти кинохроники. Эти кинохроники помогли Файсту в его карьере. Он продолжал снимать нуары и умер естественной смертью в 1965 году. Художественная литература Меткалфа расходится с позицией настоящего Манкевича на этих выборах. По словам Грега Митчелла, автора книги «Кампания века: гонка Аптона Синклера за пост губернатора Калифорнии и зарождение политики в области СМИ», как он написал в своей статье в New York Times, «нет никаких доказательств того, что Герман [Манкевич ] занял любую позицию для Синклера. Его брат [Джо Манкевич], с другой стороны, писал возмутительные антисинклеровские радиопостановки… ».
Статья Мэтью Дессема «Грифельная доска» помогает в проверке фактов. Как человек, который хорошо знал Херста (Чарльз Дэнс) и Дэвиса (Аманда Сейфрид), Манкевич присутствует на вечеринках в замке Херста. Херст ценил его остроумие и хотел, чтобы он сидел рядом с ним на вечеринках. Манкевич и Дэвис действительно связаны, кажется, как показано в фильме. В вымышленной последней сцене в замке Херста, Манкевичу показано, как он придумывает сюжетную идею для фильма - раннюю версию Гражданина Кейна - с Херстом в качестве модели, называя его Дон Кихотом. В этом повествовании фильма Манкевич включает роль Херста в победе социалиста Синклера. Кажется, нет никаких свидетельств того, что настоящий Манкевич делал такую подачу для фильма. Кроме того, нет никаких записей о том, что он поддерживал Аптона Синклера, как уже упоминалось. Чтобы оправдать предательство главного героя Херста, Мэнк придумывает что-то вымышленное и выставляет Манкевича героем, высмеивая его в партии своей подачей. Херст унижает его в ответ. Кажется, именно из-за настоящего пьянства Манкевич в какой-то момент стал нежелательным в замке. В фильме Гэри Олдман подходит на роль Манкевича, хотя он ограничен художественной литературой. У Чарльза Дэнса, играющего Херста, слишком мало экранного времени, чтобы придумывать нюансы. В фильме Манкевич спонсирует еврейских беженцев, таких как Фройлейн Фрида (Моника Госсманн), для их миграции из Германии в США. Кажется, он не спас целую деревню, но он действительно спонсировал сотни беженцев, спасающихся от фашизма. Но это не имеет отношения к написанию сценария Манкевича.
Раскапывание прошлого персонажа для объяснения настоящего - это то, чем Мэнк делится с фильмом, написанным его главным героем. Ведь гражданин Кейн тоже страдает от прослеживания поведения Кейна до его разлуки в детстве, символизируемой салазками, на которых он возвращается. Однако его структура с множеством точек зрения и использование глубокого фокуса поднимают фильм на гораздо более высокий уровень. После того, как гражданин Кейн оставался номером 1 в списке 100 лучших критиков на протяжении пяти десятилетий по результатам опроса Sight & Sound, проводимого каждые 10 лет, он занял второе место в опросе 2012 года. Франсуа Трюффо назвал его, вероятно, тем, с которого начали наибольшее количество режиссеров в своей карьере. Как фильм о рождении гражданина Кейна, фильм Дэвида Финчера «Манк» был снят в черно-белом цвете с использованием глубокого фокуса и низких ракурсов DP Erik Messerschmidt. Есть театральный световой сигнал выключения света во время смены сцены, как в фильме Уэллса, который дает эффект глубокого растворения. Всякий раз, когда место в фильме меняется, вводится строка, содержащая место, время дня, год и т. д., чтобы вызвать подготовку сценария. Он снят в цифровом формате, но снимает шляпу перед фильмом. Существуют круглые метки, называемые «ожогами сигарет», которые использовались для подачи сигнала киномеханику о необходимости замены барабанов. Внешний вид поместья Херста, Сан-Симеон с обезьянами, слонами и жирафами был великолепно снят с использованием дня и ночи. Праздничные сцены были сняты очень хорошо, особенно сцена предвыборной вечеринки с ледяной скульптурой, напоминающей гражданина Кейна, и огромной вывеской 1934 года. Съемка в высоком динамическом диапазоне помогла этому цифровому фильму передать больший диапазон яркости - угольно-черный цвет и тени, чтобы получить эффект Грега Толанда.
В конце концов, на пресс-конференции Манкевича в фильме он сказал, что, по его мнению, было бы его благодарственной речью на церемонии вручения «Оскара», если бы он присутствовал на ней: «Я очень рад принять эту награду в отсутствие мистера Уэллса, потому что сценарий был написан в отсутствие мистера Уэллса ». Как фильм о Манкевиче, он показывает его в хорошем свете, оставляя Тома Берка, играющего Орсона Уэллса, с очень меньшим количеством экранного времени. Есть сцена, в которой Орсон Уэллс злится и бросает мебель, когда Манкевич отклоняет его предложение о 10 000 долларов без кредита. Это основано на эссе Полин Кель, в котором она процитировала рассказ режиссера Наннелли Джонсона о том, как Орсон Уэллс пытался придерживаться первоначального понимания о том, что Манкевичу нельзя доверять. Эта история была опровергнута Уэллсом. Однако в фильме показано, что Орсон Уэллс каким-то образом участвовал во время подготовки сценария. Уэллс сообщает Манкевичу по телефону, что отправляет свои записи. Ранее в фильме Манкевич узнает, что Уэллс выделил один месяц на улучшение сценария после его завершения Манкевичем.
Дэвид Финчер сказал в интервью, что он смягчил изображение Уэллса в фильме, поскольку оно было резким в сценарии его отца. Но он не принимает во внимание опровержение слова Келя «Воспитание Кейна». (По иронии судьбы утверждалось, что Кель не поверил преподавателю Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Говарду Саберу, чьи исследования легли в основу ее эссе.) Кель критиковали за то, что он не взял интервью у секретаря Уэллса Кэтрин Троспер и ассоциированного продюсера Ричарда Бэра. Кель тоже не брал интервью у Уэллса. Возможно, будучи стойким противником авторской теории, которая считала режиссера автором и главной творческой силой фильма, она уже пришла к своему выводу. Мэтью Дессем обеспечивает общий критический консенсус в своей статье в «Сланце», цитируя Роберта Л. Каррингера, написавшего в 1978 году статью «Сценарии гражданина Кейна», основанную на его анализе семи черновиков сценария фильма: «из прочной основы рассказа в подлинный план шедевра». Манк не об авторстве сценария. Это отчасти вымысел, который создает миф вокруг своего главного героя, хотя его воспоминания о том периоде ослепительны.