Считать Оренбуржье частью Урала или нет? Вопрос спорный хотя бы потому, что регион очень сильно вытянут с запада на восток – почти на 800 километров. От западной границы Оренбургской области всего лишь сто километров до Волги, а восточная часть региона лежит уже за Уральским хребтом. Так что подискутировать есть о чем. Но ментально Оренбуржье всегда тяготело именно к Уралу. Оно издавна имело с этим горным краем куда более тесные экономические и культурные связи, нежели с Поволжьем, а история Оренбурга всегда была неразрывно связана с историей освоения подземных богатств Уральских гор. Да и, в конце концов, могло ли быть иначе, когда Оренбург стоит на реке с говорящим названием Урал?
Оренбург – город сравнительно молодой. Даже Екатеринбург, который ещё только готовится отметить свой трехвековой юбилей, старше его. В принципе, он ровесник Челябинской крепости, хотя до сих пор сложно сказать, какой именно год следует считать годом основания города. Дело в том, что Оренбургскую крепость основывали трижды. В первый раз это произошло ещё в 1735 году, по высочайшему указу императрицы Анны Иоанновны. Город был заложен близ устья реки Орь, впадающей в Яик. Но место оказалось крайне неудачным – слишком уж удаленным от обжитых земель, а вдобавок ещё и очень страдающим от разливов реки во время половодья. В итоге по приказу тогдашнего начальника уральских горных заводов Василия Никитича Татищева в 1739 году город перенесли на 184 версты ниже по течению Яика, в урочище Красная гора, а поселение в устье Ори переименовали в Орскую крепость.
Но уже через год Татищева, попавшего в немилость, отозвали в столицу. Новый губернатор этого края Иван Иванович Неплюев, приехав на место, решил, что и Красная гора не очень подходит для строительства города. Он предложил перенести будущий Оренбург на то место, где недавно была основана Бердская крепость, вокруг которой хватало и строительного леса, и камня, и хороших пахотных земель. Императрица Елизавета Петровна согласилась с Неплюевым. Оренбург был заложен в третий раз – в этот раз близ устья реки Сакмары. Это произошло в 1743 году. Именно эта дата официально считается годом основания Оренбурга.
В 1744 году молодой город стал центром огромной Оренбургской губернии. Её размеры действительно впечатляли: на севере она простиралась до Камы и Исети, на западе – до Волги, на востоке граница проходила по Тоболу, а на юге достигала Каспийского и Аральского морей. Иван Иванович Неплюев стал первым оренбургским губернатором и занимал этот пост вплоть до 1758 года. Ему предстояло решить непростую задачу: наладить хозяйственное развитие этого огромного и совершенно неосвоенного края. Изначально Оренбург строился как город-крепость, призванный охранять юго-восточную границу России. Но при этом он был ещё и важнейшим перевалочным пунктом торговых путей, уходивших в Среднюю Азию. Эта двойственность отразилась и в облике самого города: здесь гостиный двор, таможня и многочисленные рынки занимали столь же важное положение, как и казармы, пороховые погреба и военно-административные учреждения.
Стратегическое значение Оренбурга переоценить было сложно. Немудрено, что во время пугачёвского бунта повстанцы упорно пытались овладеть городом. Армия Емельяна Пугачёва осаждала Оренбург почти полгода – с 5 октября 1773 по 23 марта 1774 года. Но горожане стойко выдержали осаду, отбив несколько приступов, за что впоследствии Екатерина II наградила город крестом Андрея Первозванного, который и поныне украшает герб Оренбурга. Так как костяк повстанческой армии составляли яицкие казаки, после разгрома бунта императрица, чтобы стереть всякую память о восставших, повелела переименовать Яицкое казачество в Уральское, Яицкий городок – в Уральск, а реку Яик – в Урал.
После окончания Крестьянской войны Оренбург вступил в настоящий золотой век. В состав губернии вошли обширные земли современного Башкортостана, Оренбуржье стало одним из крупнейших в России скотоводческих центров. Именно тогда одной из его визитных карточек стали знаменитые платки, которые изготавливали из пуха специально выведенных коз оренбургской породы. В 1877 году Оренбург был соединён железнодорожной веткой с Самарой, а в 1905 году железная дорога связала его с Ташкентом. Город стал не только крупным промышленным центром, но и важнейшим транспортным узлом.
Жизнь оренбуржцев кардинально изменилась с падением царской власти и началом Гражданской войны. Оренбург, исторически находившийся на стыке казахских степей и исконных башкирских земель, да ещё и контролировавшийся при этом русским казачеством, буквально раздирали на части. Казахи провозгласили Алашскую автономию, башкиры – национальную автономию Башкурдистан, а казачий атаман Александр Ильич Дутов, генерал-лейтенант и герой Первой мировой войны, пытался совладать со всеми этими национальными объединениями и многочисленными большивистскими агитаторами, имея в своём распоряжении всего около пяти тысяч шашек Оренбургской отдельной армии.
Дутов счёл своим долгом поддерживать стабильность в губернии, чтобы впоследствии передать власть Учредительному собранию. С этой задачей генерал успешно справлялся вплоть до февраля 1918 года, когда Оренбург был захвачен превосходящими силами красноармейцев Блюхера. Дутов продолжил борьбу, отступив с преданными ему войсками в Тургайские степи. Атаману ещё суждено было вернуться в Оренбург: благодаря стихийному антибольшевистскому казачьему выступлению к сентябрю 1918 года Оренбуржье было полностью очищено от красных. Но, к сожалению, ненадолго. Весной 1919 года Русская армия адмирала Колчака начала отступать в Зауралье. В сентябре 1919 года под Актюбинском были разбиты и казаки Дутова. В 1920 году атаман с остатками своего отряда и гражданскими беженцами вынужден был уйти в Китай. 7 февраля 1921 года Александр Ильич Дутов был подло убит в китайском Суйдуне специальными агентами ВЧК.
С установлением советской власти Оренбург был провозглашён столицей Киргизской АССР – в казахской транскрипции он назывался Орынбор. Но уже в 1925 году столица Казахстана была перенесена далеко на юг, в город Ак-Мечеть, а Оренбург с губернией вновь вошёл в состав РСФСР. В 1934 году Оренбург стал центром Оренбургской области, а в 1938 году был переименован в Чкалов в память о погибшем знаменитом лётчике-испытателе. Тот факт, что сам Валерий Павлович в Оренбурге даже ни разу не бывал, никого в то время не смутил, благо отыскалась косвенная связь лётчика с городом: он окончил Московскую школу воздушного боя и бомбометания, которая в 1927 году была перебазирована в Оренбург и стала называться Оренбургским высшим военным авиационным училищем. В середине 1950-х годов его курсантом был Юрий Алексеевич Гагарин – будущий первый космонавт нашей планеты.
В годы Великой Отечественной войны весь Урал получил мощный толчок к промышленному развитию, обусловленный в том числе и эвакуацией заводов-гигантов в глубокий тыл. В военные годы в Оренбург перебазировались заводы "Металлист", "Сверл", "Радиатор", "Шелкокомбинат" и многие другие промышленные предприятия. В ноябре 1966 на левом берегу реки Урал буквально в черте города было открыто уникальное Оренбургское нефтегазоконденсатное месторождение, которое разрабатывается и поныне. Ко времени распада СССР численность населения Оренбурга увеличилась в шесть раз в сравнении с дореволюционными показателями и перевалила за 500 тысяч человек.
Сегодняшний Оренбург – это крупный центр газодобычи и важный транспортный узел. Но всё это где-то там, на окраинах. Гуляя же по историческому центру, погружаешься в провинциальную в хорошем смысле этого слова атмосферу уездного города. Да-да, я не оговорился – именно уездного. Несмотря на статус центра Оренбургской губернии, этот город на протяжении всей своей истории находился где-то на задворках жизни империи и так никогда и не обрёл настоящего губернского блеска. Лицо города – пешеходная Советская улица длиной более 1,5 километров, ранее называвшаяся Гостинодворской – своими купеческими двухэтажными особняками и тенистыми скверами невольно навевает воспоминания о тихих улочках Кунгура или Соликамска. Вот только восточный колорит здесь чувствуется куда более сильно: где-то вдруг вылезает башенка наподобие небольшого минарета, где-то на глаза попадается характерного вида стрельчатое окно... Квинтэссенция этих веяний из Средней Азии – комплекс зданий караван-сарая, построенный в середине XIX века и сохранивший свой изначальный облик до наших дней.
Советская улица, пешеходная часть которой начинается в самом центре города, откуда веером расходится вся радиальная планировка города, заканчивается вантовым мостом через реку Урал. За глаза его называют мостом из Европы в Азию. На "азиатской" стороне Урала располагается парк "Зауральная роща". Говорят, в тёплое время года его наводняют забавные обитатели степей – суслики. Параллельно мосту зачем-то проложили ещё и канатную дорогу длиной всего лишь чуть более 200 метров. По моим наблюдениям особой популярностью как среди местных жителей, так и среди туристов она не пользуется – не в пример той же канатной дороге через Волгу, соединяющей Нижний Новгород и Бор и занимающей важное место в городской инфраструктуре.
Неподалёку находится Музей истории Оренбурга. Здание, которое он занимает, было построено в 1856 году для размещения городской казны и стилизовано под средневековый замок с крепостной башней и часами. У входа в музей – памятник Пушкину. Александр Сергеевич путешествовал по Южному Уралу в 1833 году, замыслив написать произведение о пугачёвском бунте. Здесь он ещё успел застать живых свидетелей пугачёвщины, из уст которых услышал немало интересных историй и фактов – впоследствии всё это вылилось в "Историю Пугачёва" и повесть "Капитанская дочка". Пребыванию Пушкина в Оренбурге в музее посвящена целая экспозиция. Там же можно увидеть фрагменты оригинальных Елизаветинских ворот, долгое время бывших главной гордостью Оренбурга. Эти ворота подарила городу императрица Елизавета в память о подавлении восстания башкир губернатором Неплюевым в 1755 году. Елизавета приказала установить ворота на выезде из города в сторону степей, чтобы все кочевники помнили о мощи Российской армии. За два с половиной века ворота совершенно разрушились. Всё, что осталось, поместили в музей, а на набережной в 2008 году установили копию.
Если говорить о более современной истории города, она связана в первую очередь с именем Юрия Гагарина. На улице Челюскинцев в здании, которое некогда занимало лётное училище, находится Музей космонавтики. Само здание, кстати, тоже весьма интересное – до революции 1917 года его занимала духовная семинария. Перед ним на постаменте установлен истребитель МиГ-15, на котором в 1957 году летал курсант Гагарин. А на улице Чичерина, 35 расположен купеческий особняк XIX века, в котором организован мемориальный дом-музей семьи Гагариных. Особого внимания заслуживает выставка военной техники под открытым небом в саду имени Фрунзе, расположенном неподалёку. Помимо более или менее стандартных и распространённых экспонатов – пушек, танков, самоходок и самолётов – экспозиция включает в себя поезда с вагонами и даже огромную межконтинентальную баллистическую ракету РС-20.
Мне довелось побывать в Оренбурге всего однажды – в последние деньки уходящего 2015 года. Украшенный к празднику город, засыпанный свежим пушистым снегом и пестрящий новогодней иллюминацией (а гулять по его улочкам в силу короткого зимнего дня мне приходилось преимущественно в тёмное время суток) показался мне очень уютным и тихим, а жизнь в нём – размеренной и по-хорошему провинциальной. Возможно, если бы я оказался в Оренбурге слякотной осенью или удушающе жарким летом, он произвёл бы на меня совсем иное впечатление. Именно поэтому я не тороплюсь возвращаться туда снова, хотя и в самом городе, и в Оренбургской области ещё есть, на что посмотреть – чего только стоят легендарные Каргалинские рудники! Если этим планам суждено когда-нибудь осуществиться, на моём канале обязательно появятся и другие статьи об Оренбуржье. Ну а пока что поздравляю с наступающим Новым годом, друзья!