В 2020 году альбом Optisme звучал как глоток свежего воздуха. Но что за малийские рокеры стоят за этим?
Группа Songhoy Blues образовалась в Бамако (столица Мали) в 2012 году. Можно сказать, что причиной ее появления на свет стал гражданский конфликт, из-за чего музыканты гораздо глубже большинства коллег знают, что такое способность музыки влиять на умы слушателей. Установившийся режим среди прочих ограничений ввел запрет на рок-музыку, и вынудил их покинуть северную часть страны. В ответ они создали группу с целью «воссоздать потерянную атмосферу Севера и дать всем беженцам с этих территорий прочувствовать ее заново».
«Вначале наша аудитория состояла в основном из беженцев с Севера», — рассказывал участник группы Алиу Туре журналу The Blues в 2015 году. — «Здесь собирались разные этнические группы — сонгаи и туареги, но всех их сюда влекло чувство ностальгии. Мы играли музыку Севера, и это было место, где можно было встретиться с другими людьми. Это была наша община — дом вдали от дома».
Всего за год они проделали путь от исполнения кавер-версий Али Фарка Туре на семейных свадьбах до встречи с Дэймоном Албарном, который обнаружил их в рамках благотворительной программы Africa Express в 2013 году и помог организовать выступления на шоу, в том числе на телеканале ВВС в вечерней программе Later with Jools Holland. Стремительный взлет группы в течение последнего десятилетия кардинальным образом изменил восприятие современной африканской музыки.
Однако ставить их диски на полку в раздел «Музыка народов мира» было бы не совсем уместно, не в последнюю очередь из-за того, что Songhoy Blues, особенно в случае альбома Optisme, делают записи, в которых отчетливо слышится рок. И хотя в звучание группы крепко встроены ритмы их родины, в нем так же легко услышать признаки классического рока, панка и блюза, на которых они выросли (включая The Clash, Led Zeppelin, Джими Хендрикса, Би-Би Кинга и Джоан Ли Хукера), одновременно с энергичными поджанрами хип-хопа. Все это вместе составляет музыку, которая бодрит душу, а не заставляет ее трепетать. Как было сказано в рецензии Classic Rock на альбом: «Это песни протеста, которые не только не призывают слушателя взяться за оружие, но наоборот требуют от него танцев до упаду».
Альбом Optisme, куда попал редкий для них англоязычный трек Worry, сознательно построен по этому принципу. «Когда вы идете в клубы Сохо, Лондона или Нью-Йорка, вы слышите хард-рок, который заставляет людей двигаться», — говорит Алиу. — «Мы хотели, чтобы публика рок-клубов обратила внимание на Songhoy Blues. И даже больше: мы хотели, чтобы люди двигались под записи Songhoy Blues так, будто они находятся на концерте в клубе».
Мы надеемся, это произойдет в 2021 году.
Текст: Поли Гласс. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock №283 (январь 2021)