Сколько я себя помню, каждый год мы всей семьей в Пасхальное воскресенье идём на поселковое кладбище, где на могилах родственников оставляем куличи, крашенные яйца и конфеты.
С самого детства это был для меня какой-то совершенно непонятный, но очень приятный ритуал. Можно даже сказать, семейная традиция. Я и свою дочь к ней приучил. Обязательно пойдём с ней и в этом году. Хотя, честно скажу, я совсем не религиозен в общем понимании этого слова. Но я, конечно же, в курсе, что батюшки уже который год пытаются отучить народ ходить на кладбище в Пасху и поминать своих близких. Но я всё равно пойду. И дочь с собой возьму, конечно.
Почему это неправильно, наверное, знают уже все. Ну или почти. Мол, на кладбище нужно идти через 9 дней, то есть на Радоницу. А на саму Пасху - это не канонично. Повторяться не буду, в сети полно статей на эту тему.
Но вот почему именно мы когда-то давно стали так поступать и как давно это было, информация мне не попадалась. И я решил этот вопрос немножечко, так сказать, исследовать. Результатами делюсь с вами и, как обычно, если уж у меня тут фотоблог, разбавлю текст интересными архивными фото.
На самом деле всё просто
В царской России Пасха была праздником примерно того же масштаба, что и Рождество. Более того, страстная неделя до революции даже была нерабочей. К моему удивлению, Пасху отмечали действительно с большим размахом.
Посмотрите только, сколько продавцов всякой снеди, не говоря уже о количестве гуляющих людей.
Конечно же, отмечалась Пасха и в домашнем кругу тоже. Для детей это был абсолютно особенный праздник. Вот что писала о Пасхе своего детства в конце 19 века сестра поэтессы М. Цветаевой - Анастасия:
«Бледным золотом апрельских лучей наводненная зала, парадно накрыт стол, треугольник (как елка!) творожной пасхи, боярскими шапками куличи... Ярмарочное цветение крашеных яиц, и огромный, сердоликом (чуть малиновее) окорок ветчины»
В общем, настоящее веселье, вкусная еда, кагор (даже детям, разбавленный водой) и всё такое прочее. В некоторых источниках пишут и про бенгальские огни и салюты (!) Даже во время войн праздник Светлой Пасхи - это святое!
Нашёл также информацию, что солдатам Первой мировой в тылу собирали подарки, в каждый из которых входило:
...кулич, крашенные яйца, колбаса копченная, сахар, чай, табак, мыло, бумага, конверты, английские булавки.
На этом кадре солдатам раздают яйца и куличи. Посмотрите как радостны их лица:
Про Пасху и вообще праздники во время войны, пожалуй, стоит написать отдельно, поэтому ещё одно интересное фото и двигаемся дальше.
И вот Октябрьская революция. Религия становится под запретом. Газета "Известия" 30 (17) октября 1918 года выпускает статью:
Новый декрет о праздниках
Новый календарь будет составлен в полном соответствии с законом об отделении церкви от государства. Каждый седьмой день недели будет день отдыха. Всего их будет 52. Устанавливается около 5 или 6 праздников общественного действия. Таковы дни: 9 января, 1 мая, 26 октября, 7 ноября.
Как видим, Пасху большевики праздновать, по сути, запрещают. Дальше - больше. Церкви закрывают, взрывают, переоборудуют в склады и т.д.
Параллельно везде и всюду идёт мощнейшая антирелигиозная пропаганда:
В 1920-х годах в СССР проводили даже так называемые "Красные пасхи", где сжигали чучела попов.
Все, кто продолжают молиться, ходить в уцелевшие церкви и праздновать Пасху, попадают в списки неблагонадёжных.
Государству не нравятся даже пасхальные яйца. Внутри них ему мерещатся враги.
В общем, тут, думаю, все понятно. Эту часть истории России все мы знаем, а кто-то из читателей моего канала, быть может, даже лично застал "дружинников", дежурящих на Пасху у церквей, чтобы люди не попали на всенощную службу. А ведь раньше вместо них были сотрудники НКВД, что грозило куда большими неприятностями. А кого-то, быть может, "песочили" на партсобраниях, и уж точно, что многих из нас тайно крестили в младенчестве.
В итоге, религия вообще и Пасха в частности, были в СССР под официальным запретом. Во время Великой Отечественной войны было некоторое послабление от Сталина (в 1942-ом вроде как Пасху даже отметили официально), но потом началось заново. В 1958 году ЦК КПСС принял постановление "Об усилении атеистической работы".
А вот кладбище и вообще церемония погребения, при этом, так сильно ЦК не регламентировалось. Более того, когда человека уже не стало, могли быть даже и послабления. Как пишет священник Петр Коломейцев:
На похоронах многое прощалось, в том числе религиозные амбиции и проявления. Можно было, например, народную артистку и члена партии отпеть в храме. Со cмepтью людям не только многое прощалось, им даже кое-что разрешалось. Человек yмep?! Теперь может и в храм прийти.
Вот потому-то, чтобы хоть как-то отпраздновать Пасху, не рискуя увольнением, выговором или ещё чем похуже, люди стали ходить не в церковь, как правильно, а на кладбище. Как безопасней. Вот что говорит иеромонах Макарий:
Людей за веру могли просто уволить с работы, а тех, кто водил детей в церковь, могли лишить родительских прав. Но у коммунистов все-таки не хватало ярости подавить почитание умерших. Поэтому кладбища не закрывались, никого за церковно-православные обряды на кладбищах не подвергали гонению.
Уже при Брежневе за празднование Пасхи серьезно преследовать перестали, хотя официально это по прежнему не одобрялось. Но уже так, без жести, как говорится. Более того, в продаже даже появился кекс "Весенний", подозрительно напоминающий куличи.
Ну а дальше 1988 год. То есть 1000-летие Крещения Руси, после которого батюшки начали все чаще говорить о том, что Пасха - это совсем не про кладбище. Но на дворе уже 2021-ый, и я более, чем уверен, что в этот день там будут просто толпы народа. Не смотря ни на что.