Найти в Дзене
Фотоблог №1005001

С каких пор и почему именно мы стали ходить в Пасху на кладбище

Оглавление

Сколько я себя помню, каждый год мы всей семьей в Пасхальное воскресенье идём на поселковое кладбище, где на могилах родственников оставляем куличи, крашенные яйца и конфеты.

С самого детства это был для меня какой-то совершенно непонятный, но очень приятный ритуал. Можно даже сказать, семейная традиция. Я и свою дочь к ней приучил. Обязательно пойдём с ней и в этом году. Хотя, честно скажу, я совсем не религиозен в общем понимании этого слова. Но я, конечно же, в курсе, что батюшки уже который год пытаются отучить народ ходить на кладбище в Пасху и поминать своих близких. Но я всё равно пойду. И дочь с собой возьму, конечно.

Автор в глубоком советском детстве
Автор в глубоком советском детстве

Почему это неправильно, наверное, знают уже все. Ну или почти. Мол, на кладбище нужно идти через 9 дней, то есть на Радоницу. А на саму Пасху - это не канонично. Повторяться не буду, в сети полно статей на эту тему.

Но вот почему именно мы когда-то давно стали так поступать и как давно это было, информация мне не попадалась. И я решил этот вопрос немножечко, так сказать, исследовать. Результатами делюсь с вами и, как обычно, если уж у меня тут фотоблог, разбавлю текст интересными архивными фото.

На самом деле всё просто

В царской России Пасха была праздником примерно того же масштаба, что и Рождество. Более того, страстная неделя до революции даже была нерабочей. К моему удивлению, Пасху отмечали действительно с большим размахом.

Пасхальные гулянья на Марсовом поле, 1900-е | Фото: Н.Матвеев | http://archeo.ru
Пасхальные гулянья на Марсовом поле, 1900-е | Фото: Н.Матвеев | http://archeo.ru

Посмотрите только, сколько продавцов всякой снеди, не говоря уже о количестве гуляющих людей.

Конечно же, отмечалась Пасха и в домашнем кругу тоже. Для детей это был абсолютно особенный праздник. Вот что писала о Пасхе своего детства в конце 19 века сестра поэтессы М. Цветаевой - Анастасия:

«Бледным золотом апрельских лучей наводненная зала, парадно накрыт стол, треугольник (как елка!) творожной пасхи, боярскими шапками куличи... Ярмарочное цветение крашеных яиц, и огромный, сердоликом (чуть малиновее) окорок ветчины»
Семья за пасхальным столом, 1900-е | http://museum-murom.ru
Семья за пасхальным столом, 1900-е | http://museum-murom.ru

В общем, настоящее веселье, вкусная еда, кагор (даже детям, разбавленный водой) и всё такое прочее. В некоторых источниках пишут и про бенгальские огни и салюты (!) Даже во время войн праздник Светлой Пасхи - это святое!

Христов воскресе, 1916 г. | автор фото неизвестен
Христов воскресе, 1916 г. | автор фото неизвестен

Нашёл также информацию, что солдатам Первой мировой в тылу собирали подарки, в каждый из которых входило:

...кулич, крашенные яйца, колбаса копченная, сахар, чай, табак, мыло, бумага, конверты, английские булавки.

На этом кадре солдатам раздают яйца и куличи. Посмотрите как радостны их лица:

Автор фото неизвестен
Автор фото неизвестен

Про Пасху и вообще праздники во время войны, пожалуй, стоит написать отдельно, поэтому ещё одно интересное фото и двигаемся дальше.

Катание яиц. Пасхальная игра | Автор фото неизвестен
Катание яиц. Пасхальная игра | Автор фото неизвестен

И вот Октябрьская революция. Религия становится под запретом. Газета "Известия" 30 (17) октября 1918 года выпускает статью:

Новый декрет о праздниках

Новый календарь будет составлен в полном соответствии с законом об отделении церкви от государства. Каждый седьмой день недели будет день отдыха. Всего их будет 52. Устанавливается около 5 или 6 праздников общественного действия. Таковы дни: 9 января, 1 мая, 26 октября, 7 ноября.

Как видим, Пасху большевики праздновать, по сути, запрещают. Дальше - больше. Церкви закрывают, взрывают, переоборудуют в склады и т.д.

Зернохранилище в храме | Собрание Г. А. Максимовой
Зернохранилище в храме | Собрание Г. А. Максимовой
Сброшенный колокол | Фото М.М. Пришвин
Сброшенный колокол | Фото М.М. Пришвин

Параллельно везде и всюду идёт мощнейшая антирелигиозная пропаганда:

Автор фото неизвестен
Автор фото неизвестен

В 1920-х годах в СССР проводили даже так называемые "Красные пасхи", где сжигали чучела попов.

Автор фото неизвестен
Автор фото неизвестен

Все, кто продолжают молиться, ходить в уцелевшие церкви и праздновать Пасху, попадают в списки неблагонадёжных.

Автор фото неизвестен
Автор фото неизвестен

Государству не нравятся даже пасхальные яйца. Внутри них ему мерещатся враги.

-12

В общем, тут, думаю, все понятно. Эту часть истории России все мы знаем, а кто-то из читателей моего канала, быть может, даже лично застал "дружинников", дежурящих на Пасху у церквей, чтобы люди не попали на всенощную службу. А ведь раньше вместо них были сотрудники НКВД, что грозило куда большими неприятностями. А кого-то, быть может, "песочили" на партсобраниях, и уж точно, что многих из нас тайно крестили в младенчестве.

В итоге, религия вообще и Пасха в частности, были в СССР под официальным запретом. Во время Великой Отечественной войны было некоторое послабление от Сталина (в 1942-ом вроде как Пасху даже отметили официально), но потом началось заново. В 1958 году ЦК КПСС принял постановление "Об усилении атеистической работы".

Агитация
Агитация

А вот кладбище и вообще церемония погребения, при этом, так сильно ЦК не регламентировалось. Более того, когда человека уже не стало, могли быть даже и послабления. Как пишет священник Петр Коломейцев:

На похоронах многое прощалось, в том числе религиозные амбиции и проявления. Можно было, например, народную артистку и члена партии отпеть в храме. Со cмepтью людям не только многое прощалось, им даже кое-что разрешалось. Человек yмep?! Теперь может и в храм прийти.

Вот потому-то, чтобы хоть как-то отпраздновать Пасху, не рискуя увольнением, выговором или ещё чем похуже, люди стали ходить не в церковь, как правильно, а на кладбище. Как безопасней. Вот что говорит иеромонах Макарий:

Людей за веру могли просто уволить с работы, а тех, кто водил детей в церковь, могли лишить родительских прав. Но у коммунистов все-таки не хватало ярости подавить почитание умерших. Поэтому кладбища не закрывались, никого за церковно-православные обряды на кладбищах не подвергали гонению.

Уже при Брежневе за празднование Пасхи серьезно преследовать перестали, хотя официально это по прежнему не одобрялось. Но уже так, без жести, как говорится. Более того, в продаже даже появился кекс "Весенний", подозрительно напоминающий куличи.

Фото: Анатолий Гаранин | Источник: РИА Новости | http://visualrian.ru
Фото: Анатолий Гаранин | Источник: РИА Новости | http://visualrian.ru

Ну а дальше 1988 год. То есть 1000-летие Крещения Руси, после которого батюшки начали все чаще говорить о том, что Пасха - это совсем не про кладбище. Но на дворе уже 2021-ый, и я более, чем уверен, что в этот день там будут просто толпы народа. Не смотря ни на что.