Найти в Дзене
Христофор+

5 вопросов к темничному стражу, который стерёг ап. Павла в Филиппах (Деян.16:22-34)

Мы продолжаем цикл статей о безымянных персоналиях Нового Завета. И сегодня у нас на очереди человек, ревностно служивший темничным стражем в древнем македонском городе Филиппы, что на берегу Эгейского моря (это тот самый город, который получил свое имя в честь царя Филиппа II - отца знаменитого Александра "Македонскова").

Темничный страж не видел Господа Иисуса Христа в период Его общественного служения. Наш страж жил, во-первых, в другом месте (Македонии). А, во-вторых, в другое время - примерно через двадцать лет по Вознесения Господнем. Согласно естественному ходу событий, страж должен был стать врагом христианства, ибо верил в отеческих богов.

Когда в 50-51 гг. н. э. в Филиппах с проповедью о Христе Иисусе появился апостол Павел (со своим спутником Силой) темничный страж все еще ничего не знал об истинном Боге. Целью своей жизни он имел угождение земным властям. Так, выполняя приказание воевод "крепко стеречь" апостолов, темничный страж не просто запер Павла с Силой в камере, но ввергнул их во "внутреннюю темницу" (карцер), где, как утверждает А. П. Лопухин, содержались "особенно важные преступники" (А. П. Лопухин. Толковая Библия). Кроме того, ноги апостолов страж забил в колоду:

Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду" (Деян.16:22-24).
Павел и Сила в темнице. Изображение взято в открытых источниках.
Павел и Сила в темнице. Изображение взято в открытых источниках.

Однако по факту случилось все совсем не так, как предполагалось (ибо человек предполагает, а Бог располагает). Темничный страж из врага христиан превратился в их друга. Из гонителя - в брата во Христе...

Катализатором чудесного преображения темничного стража стали ночные молитвы Савла и Силы (забитых в колоду) в городской темнице. Их молитвы способствовали тройному чуду. Сначала "сделалось великое землетрясение" (Деян.16:26), от которого поколебалось даже основание темницы. А затем отворились все двери и ниспали узы у всех узников (страж даже подумал, что узники сбежали и хотел броситься на меч).

Согласно Луке, тройное чудо (с землетрясением, дверями и оковами) стало для темничного стража точкой невозврата в прежнюю жизнь. После ТАКОГО он уже не мог, как прежде, служить земным воеводам... Страж приобрел новую цель в жизни - спасение души (или избавление от греха). Ибо он с трепетом припал к Павлу и Силе и, выведя их вон, спросил: "Государи мои, что мне делать, чтобы спастись?" (Деян.16:30). После чего был наставлен в пути Господнем и крещен вместе с домом своим.

Они же (апостолы - Христофор+) сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

Фигура темничного стража, который сначала ввергнул апостолов в карцер (забив их ноги в колоду), а потом, уверовав, принял крещение, чтобы спастись со всей семьей, вызывает множество вопросов...

Хочется узнать: 1) как звали этого человека?; 2) какую должность он занимал?; 3) почему хотел броситься на меч после чуда с дверями и оковами?; 4) как он уверовал во Христа?; 5) наконец, что с ним стало после ухода апостола Павла из Македонии в Грецию? Давайте разбираться...

Вопрос №1. Как звали темничного стража? Здесь все просто... Евангелист Лука не называет имени темничного стража. Зато это имя (по мнению блаженного Феофилакта Болгарского) приводит апостол Павел в 1 послании к Коринфянам, когда говорит о причинах разделений в Коринфской Церкви. Вот цитата: "Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю" (1Кор.1:16). Поскольку Павел лично, действительно, никого не крестил, кроме Криспа, Гаия и Стефана (1Кор.1:14-16), то можно смело утверждать, что Стефан (не путать с архидиаконом Стефаном, который пострадал за Христа еще до обращения к Богу самого Павла) и есть наш с вами темничный страж. Ибо Гаий был родом из Дервии (Деян.20:5), а Крисп - из Коринфа (Деян. 18:8).

Вопрос №2. Какую должность (чин) имел темничный страж? Здесь уже посложнее, но не настолько, чтобы не разобраться... Синодальный перевод приписывает Стефану довольно-таки абстрактную должность "темничного стража". По такому переводу трудно понять, какое именно положение занимал в тюрьме Стефан: был ли он начальником тюрьмы, его помощником или рядовым воином вспомогательной когорты...

Смотрим в оригинальный греческий текст. Там нет никакого "темничного стража"... Воеводы-"стратеги" (στρατηγοὶ) ввергают Павла в руки "сторожа тюрьмы". Вот цитата из Книги Деяний (Деян.16:23) на греческом языке с подстрочником: "ἔβαλον (бросили) εἰς (в) φυλακήν (тюрьму) παρα­γγείλαν­τες (приказав) τῷ δεσμοφύλακι (сторожу тюрьмы) ἀσφαλῶς (надежно) τηρεῖν (стеречь) αὐτούς их" (https://manuscript-bible.ru/NT/Acts16.htm#23).

Значит, Стефан был рядовым воином городской стражи? Не думаю... Ибо Стефан предложил апостолам трапезу в доме своем, не выходя из тюрьмы (Деян.16:24). А рядовой "сторож" не имеет такой возможности...

Стефан видит чудо с дверями и оковами. Изображение взято в открытых источниках.
Стефан видит чудо с дверями и оковами. Изображение взято в открытых источниках.

Выходит, начальник? Таки-да... Но только не такой большой, как воеводы-стратеги, которым он подчинялся. А чином пониже... Как нам кажется, Стефан был тюремщиком в чине младшего центуриона (по-нашему - командиром взвода). Такие командиры носили продольные гребни на шлемах. Как на картинке (у старших офицеров гребень был поперечный).

Вопрос №3. Почему страж хотел броситься на меч после чуда с дверями и оковами? Это самый простой вопрос из всех... В Древнем Риме люди, встретившиеся с Большим Несчастьем, иногда уходили... Ну, вы понимаете (не конкретизирую, чтобы алгоритм Дзена не прислал мне грустного робота и не ограничил статью в показах)... Например, из-за грехов матери ушел римлянин Секст Папиний. Из-за жестокого Нерона ушел философ Сенека. Наш Стефан, увидев чудо с дверями и цепями, подумал, что Большое Несчастье пришло и к нему, ибо по римским законам за побег пленников наказывался тюремщик. И наказывался жестко. И Стефан ошибочно решил, что все узники уже далеко убежали (хотя все они в это время спали как сурки). Потому он и извлек меч. Ибо зачем ждать преторского суда. Лучше уж сейчас... (тем, кто обеспокоился участью Стефана, скажу, что Павел не допустил ужасного недоразумения, возгласив: "Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь!").

Вопрос №4. Как темничный страж уверовал? А вот этот вопрос - самый сложный... Ибо путь обретения веры - тайна за семью печатями... У каждого свой путь к Богу... Каждому Промысел плетет индивидуальный узор... Можно, правда, отметить, что Господь обязательно учитывает личные и профессиональные особенности ведомых им к Себе людей.

Например, волхвов-астрономов Бог призвал с помощью Вифлеемской звезды (Матф.2:1-12). Апостола Петра, галилейского рыбака, - с помощью чудесного лова рыбы (Лук.5:1-9). А тюремщика Бог призвал с помощью сначала землетрясения, а затем - с помощью чудесно отворенных дверей темницы и чудесно ниспадших уз и оков. Свт. Иоанн Златоуст говорит:

"Для чего Бог поколебал темницу? Он хотел воз­будить в темничном страже внимание к происходившему; разрешил чувственные узы связанных, чтобы разрешить ду­ховные узы темничного стража" (Иоанн Златоуст, свт. Беседа в Великую Седмицу).

Можно увидеть некую символику даже в наименовании "темничный страж". Ведь кто он такой? Он "десмофилакс" ("δεσμοφύλαξ"). Иначе говоря, он страж, "филакс" (φύλαξ) чего? Уз и оков. Они означаются словом "десмо"(δεσμο). Когда материальные узы спадают, тогда их сторож пробуждается от греховного сна и предназначается к Небесному Царству.

Сон Иакова. Лютер Терри. 1852 г. Изображение взято в открытых источниках
Сон Иакова. Лютер Терри. 1852 г. Изображение взято в открытых источниках

Вопрос №5. Что стало с темничным стражем после ухода апостола Павла из Македонии в Грецию? Вопрос тоже довольно сложный... В послании к филиппийцам темничный страж почему-то не упоминаются. И это неспроста. Ибо Стефана к тому времени в Филиппах уже не было... В 61-62 гг. (ко времени написания послания к филиппийцам) Стефан находится не в Филиппах, а в Ахайе - древнеримской провинции с центром в Коринфе, которая граничила на севере с Македонией. Об этом говорит апостол Павел в 1 послании к Коринфянам, когда призывает верующих быть почтительными со всеми работающими о Господе:

"Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся" (1Кор.1:15-16).

По мысли Павла, Стефан (темничный страж) к этому времени подвизается в "служении святым". Иначе говоря, он служит Богу (и ученикам Христовым) в сане пресвитера. Ибо именно такой смысл в посланиях Павловых имеет выражение "служение святым" (Рим.15:31; 2Кор.8:4). О конце жизненного пути темничного стража ничего неизвестно. Автор данной статьи не нашел в святцах ни одного темничного стража из I в. н. э.

Тем не менее, история темничного стража весьма поучительна. По мысли свт. Иоанна Шанхайского, она представляет собой "пример действия Благодати в простом сердце" (Иоанн Шанхайский, свт. Спутники дамасской дороги). Ибо многие люди давно подпали под власть хищных вещей века сего (Стругацкие): эгоизма, формализма, безличности, суеты, равнодушия. Эти люди подчинены своим порокам... Они томятся в темницах своих душ от гнета грехов, не зная, как вырваться наружу.

Обращение темничного стража показывает всему человечеству путь из греховного рабства к свободе, которую даровал нам Христос (Гал.5:1).

А что думает о темничном страже вы, дорогие читатели? Согласны ли вы с тем, что его звали Стефан? Что он был центурионом? Что Бог сознательно привел Павла в Филиппы, дабы темничный страж уверовал? Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Христофор+".

Читайте также другие статьи:

5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".

5 загадок юноши, который во время ареста Иисуса убежал без покрывала (Мар.14:51-52)

5 загадок самарянки, говорившей с Иисусом у колодца (Иоан.4:5-29).

Была ли блудницей св. Мария Магдалина?

Что Христос писал на земле, когда к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии?

Какое растение укрывало пророка Иону от солнца и почему блаженный Иероним был не прав