Я родилась в начале 80-х, так что сознательное детство проходило в 90-е. Время сложное, не однозначное и у каждого обо было своë.
Я родилась, жила и живу в Москве, но у меня есть родственники в Туле. Но как иногда говорит моя мама, как только Туле дали Города Героя, в магазинах опустели полки. Нет- это не связано со статусом города. Тогда продукты пропали во многих городах. И эта знаменитая электричка Тула-Москва, которая всегда пахла докторской колбасой. Когда папа ездил к маме в период ухаживания, он возил сосиски для моей старшей двоюродной сестры. Она просила в качестве гостиница не конфеты, а сосиски. Потом эти родственники приезжали к нам и мама оставляла меня с папой, а сама с ними по магазинам. И это были 80-е. А потом наступили 90-е.
У нас в соседнем доме был продуктовый магазин. Я помню как мы с мамой стояли у холодильника и ждали, когда же приедет тëтя с тележкой и привезëт расфасованную докторскую колбасу. И меня мама с собой брала ждать в толпе таких же страждущих, потому что давали по куску в одни руки, точнее даже на семью. Потому мама мне давала деньги и в очереди на кассу я стояла сама, в идеале даже в другую кассе, потому что вместе нельзя. Вместе только один кусок. А нам надо было два, потому что мама должна была ехать в деревню к матери через Тулу, где сëстры и пустые полки в магазинах.
Мы с мамой ходили мне два раза кроссовки покупали, потому что у двоюродного брата день рожденье, а папа его крëстный и я мерила в магазине кроссовки на размер больше, типа на вырост, но коричневого цвета, хотя красные тоже были.
Но самое яркое - это масло.
Я училась во вторую смену, заканчивала 3 класс. Весна, скоро конец учебного года. Я вставала рано утром, завтракала и шла в магазин, вставала в очередь за маслом. Она была по записи. Мне на ладошке писали номерок и я стояла. Номерки писали, потому что иногда можно было простоять пару-тройку часов, а в туалет хочется.
Меня тогда знали почти все местные пенсионерки. Их было мало, район новостройка, почти все жители молодые семьи с детьми. Некоторые договаривались с соседками-пенсионерками и они им стояли в таких очередях. А я стояла сама. Иногда получалось так, что очередь ещë не подошла, а мне в школу пора бежать. Представляете как обидно? Спасали эти самые пенсионерки. Кто вперëд пропустит, если другие не пропускали, то могли номерочком поменяться. Им спешить некуда, а мне в школу. Иногда, если успевала купить заветный кусочек вовремя, то можно было забежать перед школой, записать ещë номерок и попробовать после уроков купить второй кусочек. Только это не всегда получалось. То уроков много, то масло кончилось.
А зачем нам столько масла? Так родственники в Туле, меня в деревню. А у бабушки коровы уже не было и масла своего не было. Да и родителям надо было что-то есть, пока я летом в деревне и некому в очередях стоять.
Это всякие сникерсы и марсы продавались свободно, а за колбасой в очередях стоять, благо хоть так она была. Позже ситуация стала по принципу есть всë, денег нет ни у кого, точнее почти ни у кого.
Но кроме очередей за маслом в моей жизни была большая, сладкая радость. По блату можно было достать килограммовый торт Птичье молоко. И не на праздник, а просто так. У друзей семьи завязки были на Черёмушках и можно было достать Птичку. Чаще это делали в зарплатные дни.
Мы шли в гости, мне вручали торт, я бежала домой, а родители оставались на посиделку. Я приходила домой и начинала его есть. Кусочек, ещё кусочек, ещё один. Главное не съесть весь, потому что ну это верх наглости, а во вторых живот заболит. Меня ни кто не ругал за съеденный торт, потому что торт покупали мне. В те времена было не так много радостей и сладостей, но тортик мне доставался. Но это было не долго, года два. И прекратилось не из-за денег, а доставать перестали.
На торты мне вообще везло. Когда я ещё в сад ходила и мы жили в комуналке, у нас была соседка, работала она в палатке мороженного. И на мой день рожденье она доставала торт-мороженное. Да, да и тогда это было, только достать не реально.
Детство было не однозначное, где-то радостное, где-то сложное. Но в нём были яркие моменты, про которые вспоминаешь с радостной улыбкой.