О нем можно сказать коротко: стрит-арт художник. А можно развернуть весь послужной список, получится ни дать ни взять какой-нибудь Шилов или Кобзон уличного искусства. В любом случае, каждая из двух характеристик будет однобока. Во-первых, потому что его творчество хоть и арт, но всё же не совсем стрит. А во-вторых все звания и резонансные проекты были производной не от безумной жажды оставить след, добиться славы, а от стремления менять окружающий мир. Это качество, возможно, раньше других оценил журнал Форбс, включивший Saype в число 30 самых влиятельных персон 2019 года.
Из своего творческого псевдонима он не делает тайны. Всё расшифровывается очень просто: Say - сказать, Pe - первый слог слова "Мир"( Peace ). Нет, это не пафос и не глубина понимания ответственности за судьбы человечества - всего лишь результат набивания руки.
Юноша Гийом Легро на школьных занятиях был часто занят не тем, чем надо - сидел на задней парте и шлифовал свои любимые граффити-шрифты. Так и срослись два слова. Идея реалистичных изображений тоже пришла довольно быстро, почти сама собой. Гораздо дольше протекала работа над созданием техники.
Начало всему было положено разрисовыванием домов-заброшек и стен теннисных кортов на малой родине, в тихом городке Эветт-Зальберт на востоке Франции. Следующим этапом стали художественные эксперименты над опорами мостов в более крупных индустриальных центрах. Потом, конечно же, добрался и до Парижа. При этом везде привычным спутником стрит-арт творчества был набор аэрозольных балончиков с краской, еще та химия!
Но стоило задуматься о том, из чего и что он производит, как в голову полезло много других неудобных мыслей. Получалось, что из синтетических растворов, по существу вредного мусора, он с такими же непризнанными гениями подворотен создаёт нечто претендующее на искусство. Кому от этого хорошо? Природе - уж точно не очень.
ЧИТАЙТЕ ЛУЧШЕЕ НА "АРХИСТОРИИ":
- Жителей этого города не пугает изоляция и карантин, они привыкли жить как на острове и все вопросы решать под одной крышей
К тому же, в городе на фоне разнообраного визуального мусора даже шедевр не всегда разглядишь. Вот и решил молодой сознательный автор искать свою палитру не на полках с бытовой химией, а среди биоразлагаемых соединений.
Попутно у него родилась идея в качестве полотен использовать не стены, а естественный зелёный газон. Почти год Saype экспериментировал в усадьбе своих родителей добиваясь нужного эффекта от живых компонентов. Среди них были даже мука с водой.
ЧИТАЙТЕ ЛУЧШЕЕ НА "АРХИСТОРИИ":
Это теперь для черного цвета он добавляет - древесный уголь, для белого - мел, плюс - козеиновый молочный белок и пигменты. Поиск еще продолжается, но Saype уже стал первопроходцем в освоении лужайки Марсового поля.
Идея создания по всему миру огромных рисунков сцепленных рук, как символа единения, пришлась по душе мэрии Парижа. В результате появилось полотно длиной в несколько сот метров на фоне Эйфелевой башни.
Проект Beyond Walls поддержала крупнейшая газета Великобритании The Guardian и история получила продолжение в других столицах мира. Одним из последних участников глобальной цепи стал Стамбул, где художник создавал триптих в разных районах города.
Кажется, его проступающие сквозь зелень травы фрески не имеют границ и того гляди дотянутся до самого горизонта. Но это уже не впечатление, а факт. Потому что картины Saype сегодня доступны на склонах Альп, у Дворца наций посреди Женевы, в Турине и даже в полях под Воронежем.
У них есть всего два недостатка - невозможность рассмотреть работу с земли и недолговечность. Первый решается с помощью современной техники - дронов. Гораздо сложнее бывает продлить сроки экспонирования. Картина живёт не дольше чем трава. И это далеко не всегда весь летний сезон. Присутствие рисунка на газоне, по мнению художника, никак не должно отражаться на свободе передвижения людей-зрителей.
Гийом идёт до конца. Раз уж рефрен его творчества не оставлять следов, то почему собственно нужно заботиться о том, чтобы этот отпечаток пожил на один или два дня дольше? Главное, что кружающая природа от такой утраты не пострадает.
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ "АРХИСТОРИЯ" СВОИМИ ЛАЙКАМИ И ПОДПИСКОЙ НА НАШ КАНАЛ!
Читайте лучшие материалы "Архистории":
- Маршал Тито любил только один стиль - роскошь, четыре знаковых резиденции правителя Югославии
- Форты Маунселл - супергерои Второй мировой отбивали атаки Люфтваффе, а в мирное время были захвачены радиопиратами