«Memento mori» («помни о смерти») – гласит старинная латинская пословица.
О чем мы думаем, находясь на кладбище? Меня всегда мучил вопрос: «Почему так устроен мир? Почему мы умираем? Зачем существует смерть?» И я говорил себе, что смерть – это страшно. В понимании атеиста, каковым я тогда был, со смертью все заканчивается. Нам не хочется о ней думать, не хочется конца, природа человеческая бунтует против исчезновения с лица земли.
Почему же тогда философы говорят: «Memento mori»? Нужно ли нам, верующим в Бога людям, помнить о смерти? Есть ли хоть какой-либо смысл в ней?
Что происходит с человеком, когда он умирает? Библия говорит, что «выходит дух его, и он возвращается в землю свою. В тот день исчезают все помышления его» (Пс.145:4). Однако, несмотря на столь красноречивое свидетельство Священного Писания, большинство верующих в Бога считают, что этот дух и есть мыслящая субстанция, человеческое «я», и называют его бессмертной душой.
Прочтем еще одно место: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). Где здесь мое «я»? Дух – это Божий дух, прах – элементы земли. Нет меня! Я появляюсь только тогда, когда прах соединяется с Божьим духом или дыханием жизни. Господь вдувает в мое тело, в плоть Свое дыхание. Моего здесь ничего нет.
Где был дух Адама до его появления на свет? Где были души Ноя, Давида, Самуила, Иоанна Крестителя? Их не существовало. Точно так же они перестали существовать после своей кончины. Послушайте в этой связи сетования Иова: «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Теперь лежал бы я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни; или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света» (Иов 3:11,13,16).
После своей смерти человек перестает существовать в каком бы то ни было виде. К Богу уходит дыхание жизни, энергия жизни, которая заставляла при жизни биться его сердце, функционировать его мозг, раздувать его легкие. Человек как бы засыпает без сновидений, без размышлений, чувств, желаний – всего этого уже нет.
Страшно ли навсегда остаться в таком состоянии? Да. Поэтому люди настолько боятся смерти, что хотят забыть о ней. Теория бессмертия души рождена именно от страха пред вечным небытием, от ужаса, которым наполнено наше ожидание своего часа. Однако Господь не желает, чтобы мы боялись чего бы то ни было, кроме греха. И Он избавляет наc от страха перед неизбежной могилой: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин.8:51).
На это можно возразить: «Но ведь и христиане умирают. Даже вера не спасает от смерти». О какой смерти говорит Иисус? Несомненно о вечной, о вечном небытии, то есть о второй смерти или смерти за грехи. О той самой смерти, которой умер Он Сам на кресте. Именно этой смерти не увидят те, кто соблюдает слово Христа.
Когда заходит речь о смерти, очень многие христиане, принимающие идею бессмертия души, любят цитировать тексты из Евангелия от Иоанна, например: «Я даю жизнь вечную, и не погибнут вовек»; «верующий в Сына имеет жизнь вечную и на суд не приходит»; «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.10:28;3:36,16). Однако они стараются не упоминать текст: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин.8:51). Да, Иисус говорит о Своей победе над смертью, благодаря чему смерть и грех уже не могут над нами господствовать. Он говорит нам о спасении по вере в Него, в Его искупительную смерть и о том, что мы никогда не заработаем нашими добрыми делами вечной жизни.
Однако в тексте Ин.8:51 говорится о вере и послушании. Если я верую, то буду послушным слову Божьему, то есть заповедям Иисуса Христа.
Что значит «соблюдет слово Мое»? Соблюсти значит сохранить в целости, исполнить, жить по Слову, быть на страже слова Божьего. Когда мы хотим сохранить что-то очень дорогое, мы доверяем это в самые надежные руки: главное, чтобы человек был верен нам и хранил наше, как свое. Бог доверил людям Свое слово. Он рассчитывает, что они бережно отнесутся к нему, не исказят, не извратят, не используют его для того, чтобы заработать себе славу и почести.
В Библии есть предупреждение: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей» (Откр.22:18-19).
Соблюсти значит верно следовать тому, что написано в Библии и поступать так, как поступал Иисус Христос: «И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но я знаю Его и соблюдаю слово Его» (Ин.8:55). Как соблюдал слово Иисус? Не крал, не прелюбодействовал, почитал отца и мать, почитал Бога, не произносил Его имени напрасно, соблюдал субботу и не поклонялся никаким изображениям.
Можем ли мы нарушать какую-либо заповедь и при этом верно соблюсти слово Божие? Мы видим, что Иисус так не поступал. Наоборот, Он возвеличил и прославил закон, чтобы и мы прославляли закон его исполнением, были верными хранителями заповедей. Только тогда мы «не увидим смерти вовек», и только тогда увидим день Господа нашего Иисуса Христа и возрадуемся в день Его второго пришествия.
Когда-то Авраам увидел этот день. «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8:56). Когда это произошло? Библия описывает то, как однажды Авраам услышал голос Божий, повелевающий ему пойти на гору Мориа и принести в жертву своего сына Исаака. Авраам поверил Богу и повиновался, отправившись с Исааком на место жертвоприношения. Вера патриарха претерпела страшное испытание, но оказалась твердой. Принося сына в жертву, Авраам верил, что Бог может и из мертвых воскресить. «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес первородного, о котором было сказано: «В Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр.11:17-19). Авраам увидел день пришествия Христа через смерть агнца, заменившего на жертвеннике его сына. Так Господь показал патриарху сначала смерть Иисуса, Сына человеческого и показал ее на Исааке. Авраам увидел и понял суть Голгофского креста, а затем ему был открыт день Второго пришествия Спасителя.
Мы не сможем увидеть и возрадоваться в день Второго пришествия, если не проникнемся Голгофой и не осознаем, что Иисус умер там за наши грехи. Ведь смерть Господа – это смерть наших грехов, нашего эгоизма.
На похоронах каждый человек смиряется, становится кротким. На кладбище мы не увидим гневных или ругающихся людей. Там наш буйный характер меняется. Не случайно сказано Екклесиастом: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Сетование лучше смеха, потому что при печали лица сердце делается лучше» (Еккл.7:2-3).
На похоронах, как нигде, сердце человека расположено к слышанию слов Господних, которые могут дать надежду, утешение и привести к Иисусу Христу. На похоронах человек способен впитать весть Евангелия лучше, чем где бы то ни было.
Когда я, возбужденный от моих ежедневных забот, переживаний, негативных эмоций, обиженный или обижающий сам, вспомню смерть Христа, подумаю о Спасителе, висящем на кресте, то что-то начинает во мне происходить: я останавливаюсь на своих путях, обида уходит, исчезает всякое желание делать кому-то больно, я становлюсь кротким. Я как бы умираю вместе с Иисусом там, на Голгофе. Апостол Павел написал: «Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6:8).
Так есть ли какой-нибудь смысл в смерти? Смерть вокруг нас помогает нам найти Иисуса и прийти к Нему. Физическая смерть помогает избежать смерти духовной и умертвить наш эгоизм, наше греховное «я». Господь хочет умертвить в нас грех и единственной смерти, которой желает Бог, - это смерти наших грехов.
Он хочет, чтобы мы жили всегда. Он рождает нас, Своих детей, ожидая, что мы захотим жить всегда, захотим освободиться от смертельного ига греха, потому что только при этом условии мы сможем жить вечно. «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин.8:51).
Всю оставшуюся жизнь Авраам помнил о смерти – о несостоявшейся смерти Исаака. Помним ли мы о смерти? «Memento mori», - гласит древняя латинская пословица. Мое желание сегодня, чтобы все мы всегда помнили о смерти Сына Божьего, Иисуса Христа, чтобы все наши действия проходили через Голгофу, чтобы мы носили в телах наших мертвость Спасителя. Во Христе смерть бессильна, - Он победил ее. Господь изгоняет из наших сердец страх смерти, если мы помним о смерти Сына человеческого. Давайте ежедневно, каждый раз, когда соблазн к греху овладевает нами, вспоминать эту смерть, чтобы обрести силы соблюсти слово Иисуса Христа, Его заповеди. И если мы находим силы жить по заповедям, если повинуемся Господу, доверяя ему во всем, то для нас сияет прекрасное обещание Божье: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин.8:51).